Методические рекомендации педагогам дошкольного образования по процессу адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации |
Адаптация | |||
Автор: Рожнова Алёна Александровна, Черникова Алина Анатольевна; Цыганкова Олеся Александровна; Базарова Татьяна Салимовна | |||
25.08.2024 23:54 | |||
Методические рекомендации педагогам дошкольного образования по процессу адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации При поступлении ребенка раннего возраста в дошкольную организацию, случается, своего рода, его перепрограммирование. То есть организм ребенка подвергается колоссальным изменениям, которые происходят практически одновременно и вводят его в состояние стресса. В дальнейшем это влечет за собой определенные последствия в плане нарушений психического и физического здоровья ребенка. Главная причина возникновения стресса у ребенка — это его пребывание в новой среде, с посторонними взрослыми, без мамы. В раннем возрасте дети крайне привязаны к матери, в связи с чем детский организм испытывает большой стресс. До поступления в детское учреждение ребенок ежедневно находился в комфортных и привычных для него условиях, имея в любой момент поддержку мамы или близкого взрослого. А в условиях детского сада ему необходимо учиться использовать свою самостоятельность, учиться создавать общение со сверстниками, привыкать к новой окружающей среде, совсем не такой, как дома, где малыш является «самым-самым и единственным», к новым условиям.
Для максимально комфортного восприятия детьми адаптационного периода в детских садах, сформулируем рекомендации для воспитателей: 1. Максимальный упор делаем на создание самой благоприятной атмосферы в группе пребывания детей. Дать понять ребенку, что в детском саду хорошо и весело, то есть задать ему, своего рода, установку, чтобы он в детский сад шел с желанием. В большинстве случаев это зависит от умений воспитателя создавать доброжелательную обстановку вокруг ребенка, дать ему ощущение тепла, ласки, чтобы ребенок доверился постороннему взрослому. Если с самого начала ребенок уловит ощущение доброжелательности, то большой шаг на пути к облегчению адаптации можно считать уже сделанным. Можно, например, обстановку в групповой комнате максимально приблизить к домашней. Обязательно должен быть уголок уединения, где в нужный момент ребенок может уединиться и побыть один. Замечательным вариантом было бы размещение рядом с уголком уединения живой уголок или растения. Зеленая цветовая гамма всегда благоприятно и успокаивающе влияет на эмоциональное состояние организма человека. Ласка от воспитателя, периодические «посиделки» рядом с воспитателем, полноценная поддержка ребенка в момент его неудачи — все это окажет положительное влияние на установление доверительных отношений, а значит, облегчит пребывание ребенка в детском саду вдали от мамы. 2. Организовать работу с родителями. Слаженные действия воспитателей с родителями будут иметь взаимовыгодное сотрудничество, где все стороны получат необходимый положительный результат. Приближенные подходы в воспитании в детском саду и дома будут формировать у ребенка ощущение уюта. Отличным вариантом для начала адаптирования ребенка к детскому саду будет рекомендация родителям начать привыкание с прихода на прогулку. Так ребенку будет значительно легче познакомиться с новыми друзьями и присмотреться к воспитателям. Можно предложить приводить ребенка и на утреннюю, и на вечернюю прогулку, так как он будет видеть, как радостно забирают родители деток домой. Одной из важных задач воспитателя будет изначально успокоить маму, которая в период привыкания своего чада к детскому саду будет испытывать не меньший стресс. Можно организовать мини-экскурсию по местам пребывания ребенка, рассказать положительные примеры прошлых выпускников, если у воспитателя уже имеется опыт работы. Так же важно родителям принимать информацию от педагога и следовать его рекомендациям, так как положительные отношения между родителями воспитанника и воспитателями будут нести положительную динамику для ребенка. 3. Правильная установка эмоциональных контактов «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый» с использованием игр. Так как в раннем возрасте именно игра является ведущим звеном в развитии ребенка. Установка доверительных отношений и эмоционального контакта так же повлияет в лучшую сторону на то, как ребенок перенесет смену постоянной обстановки его пребывания. В это случае инициатором игры выступает взрослый. 4. При знакомстве с семьей можно уточнить индивидуальную информацию о ребенке: как его называют дома, какое у ребенка любимое блюдо, какие игры больше всего интересуют. А так же важно рекомендовать приблизить домашний режим дня к режиму в детском саду. Таким образом, общими усилиями сможем добиться меньшего негативного потрясения для воспитанника в период адаптации. 5. При утреннем приеме воспитателю необходимо проявлять радость приходу каждого ребенка. Забота и внимание избавит ребенка от чувства одиночества в группе в случае, если ребенок скромный. 6. На период адаптации желателен щадящий режим. Это значит, что серьезных занятий или требований к дисциплине не должно быть. Иначе это может усугубить ситуацию и без того в нелегком этапе жизни ребенка. 7. Самое главное — ребенок должен получать удовольствие от пребывания в детском саду. А педагогам необходимо прилагать максимальные усилия для корректной его организации.
|