«Секреты адаптации детей в ДОУ» (из опыта работы) |
Адаптация | |||
Автор: Серякова Наталья | |||
12.04.2024 07:08 | |||
«Секреты адаптации детей в ДОУ» (из опыта работы) Подготовила: Серякова Н.В-воспитатель 1 кв. категории 2024 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №32 «Сказка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан г.Зеленодольск Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в системе «человек — среда».
Оптимальным, по мнению социологов, культурологов, психологов, педагогов является творческий стиль адаптации к окружению. Можно предположить, что дети раннего и дошкольного возраста способны освоить этот стиль в грамотно организованном образовательном пространстве детского сада, что станет предпосылкой для решения двух взаимосвязанных задач: 1) позволит максимально приблизить образовательные ситуации к реалиям детской жизни, что, в свою очередь, поможет личностному принятию их ребенком; 2) научит ребенка общаться и действовать в ситуациях, максимально приближенных к жизни широкого социума. Важной задачей дошкольных образовательных организаций является создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно адаптироваться к детскому саду и максимально реализовать себя. Образовательное пространство призвано стимулировать моторную, сенсорную, познавательную и творческую активность ребенка, способствовать коммуникативному развитию и накоплению социального опыта. Оно является местом, которое ребенок с первых дней пребывания воспринимает как комфортное, стабильное, дружелюбное, интересное для познания и практического освоения. Поступления ребёнка в дошкольное учреждение- процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это — сильное стрессовое переживание, отрыв от родных людей который необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье Педагог — новый взрослый, который из «чужого» постепенно становится «близким», эмоционально и социально значимым для ребенка И педагог выполняет чрезвычайно важную миссию — он становится «проводником» детей в мир природы, человеческой культуры и искусства. Из опыта работы можно сказать, что сгладить адаптационный период помогают игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребёнка с взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых лаской, улыбкой, интонацией, проявлением заботы каждому малышу. Очень важно в момент адаптации проводить индивидуальные и фронтальные игры, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Ребенок более легко привыкает к организации и регламентации своей жизни в детском саду, если эта жизнь насыщена разными делами, интересным содержанием, позитивными эмоциями. Не стоит планировать на день много приёмов работы с детьми. Планируя игровое взаимодействие, следует подбирать разнообразные виды игр: сюжетные, игры с водой, игры с песком, пальчиковые игры, игры с дидактическими игрушками, игры- забавы. В период адаптации очень важно создавать ситуации для самостоятельной деятельности детей, в процессе которой педагог не вмешивается в детские замыслы, но внимательно наблюдает за детьми и их эмоциональным состоянием, прислушивается к комментариям, рассматривает и анализирует результаты деятельности. Таким образом, периоды адаптации к новым жизненным условиям — неизбежные этапы человека на пути его развития и взросления. Средства художественного творчества расширяют возможности взрослых по проектированию процесса адаптации. Разные виды искусства и предметы культуры выступают помощниками, посредниками при взаимодействии взрослого с ребенком, осваивающим новые для него жизненные обстоятельства, используются в качестве терапевтических, компенсирующих, развивающих, воспитательных, досуговых средств. А совместная деятельность педагога и родителей делает процесс адаптации более лёгким. В работе с малышами использую различные сюрпризные моменты для проведения образовательной деятельности. Так, например, сделала из большой коробки от сока «ВОЛШЕБНУЮ КОРОБОЧКУ». Куда складываю различные предметы, игрушки. Использую её в дидактических играх, экспериментах. Опытно-экспериментальная деятельность в группе раннего возраста Сентябрь 1. «Мыльные пузыри». Рассматривание Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями. Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей. Ход занятия: Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть). 2. «Рябь на воде». Экспериментирование Цель: Развитие дыхательного аппарата. Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему. Ход занятия: На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь. 3. «Бутылочки с сюрпризом». Эксперимент Цель: Различие слухового внимания. Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему. Ход занятия: Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо. Октябрь 1. «Вода холодная и горячая». Эксперимент Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов. Задачи: Развивать тактильные ощущения. Ход занятия: Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая). 2. «Чудесный мешочек» №1 (по форме). Эксперимент Цель: Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик). Задачи: Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик). Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем. 3. «Воздух под водой». Эксперимент Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку. Задачи: Развивать дыхательный аппарат. Ход занятия: В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки. Ноябрь 1. «Лёгкий — тяжелый». Опыт Цель: Знакомство детей с весом предметов. Задачи:
Ход занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка). 2. «Игры с губкой». Эксперимент Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей. Задачи:
Ход занятия: Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать. 3. «Шарики с сюрпризом». Рассматривание Цель: Развитие мелкой моторики рук. Задачи:
Ход занятия: В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем. Декабрь 1. «Прищепки». Экспериментирование Цель: Развитие мелкой моторики рук. Задачи:
Ход занятия: Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия. 2. «Бумага». Эксперимент Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги. Задачи:
Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов. 3. «Чудесный мешочек» №2 (по цвету). Эксперимент Цель: Обучение детей соотносить предметы по цвету. Задачи:
Ход занятия: Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же. Январь 1. «Игра с пёрышком». Экспериментирование Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей. Задачи:
Ход занятия: Взять цветное пёрышко и действовать согласно словам: Смотрите, смотрите, что я принесла! Оно по ладошке тихонько ползёт, Сначала по кругу, после вперёд. По ручке оно до плеча доползает. И шейку оно очень нежно ласкает, По ручке другой вниз уползает, Опять по ладошке тихонько ползёт, Сначала по кругу, а после в полёт. Куда полетит? Интересный вопрос. Перо прилетело на маленький нос! Потом эти ушки перо гладить хочет Одно и другое немного щекочет. Но пёрышку надо теперь отдыхать, Оно улетает в карман полежать. 2. «Игры с султанчиками». Эксперимент Цель: Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ. Задачи:
Ход занятия: Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются. 3. «Чудесный мешочек» №3 (по ощущениям). Эксперимент Цель: Развитие тактильных ощущений. Задачи:
Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он. Февраль 1. «Развесим платочки». Экспериментирование Цель: Развитие мелкой моторики рук. Задачи:
Ход занятия: Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия. 2. «Найди по звуку». Эксперимент Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов. Задачи:
Ход занятия: К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит. 3. «Снег. Какой он?». Рассматривание Цель: Знакомство со свойствами снега. Задачи:
Ход занятия: Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь. Март 1. «Что в пакете?». Эксперимент Цель: Обучение детей действиям по показу. Задачи:
Ход занятия: Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел. 2. «Открываем, закрываем». Опыт Цель: Развитие мелкой моторики рук. Задачи:
Ход занятия: Хрюша принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.). Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое. 3. «Найди такую же бутылочку по звуку». Опыт Цель: Развитие слухового внимания детей. Задачи:
Ход занятия: Показать ребятам коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку. Апрель 1. «Поиграем с солнечным зайчиком» Рассматривание Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков. Задачи:
Ход занятия: посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним: Солнечные зайчики Играют на стене, Помани их пальчиком, Прибегут к тебе. Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика. 2. «Ветер по морю гуляет». Опыт Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ. Задачи:
Ход занятия: В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте. 3. «Играем с песком». Экспериментирование Цель: Развитие мелкой моторики рук. Задачи:
Ход занятия: показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать. Май 1. «Плавает, тонет». Опыт Цель: Закрепление знаний о весе предмета. Задачи:
Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают. 2. «Что в трубке лежит?». Эксперимент Цель: Развитие любознательности у детей. Задачи:
Ход занятия: Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток. Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку. 3. «Доска Самоделкина». Эксперимент Цель: Развитие мелкой моторики рук. Задачи:
Ход занятия: обратить внимание ребят на доску с интересными приспособлениями, показать, как можно ими манипулировать. Дать поиграть ими Хрюше. Список литературы:
|