Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством монотонной манипулятивной деятельности |
Адаптация | |||
Автор: Никитина Анна Валерьевна | |||
26.01.2024 23:23 | |||
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством монотонной манипулятивной деятельности Автор: педагог-психолог 1 квалификационной категории МДОУ «Детский сад №12» г. Ярославля, Никитина Анна Валерьевна Привыкание (другими словами — «адаптация», «принятие условий среды») к пребыванию в образовательной организации, в которой в перспективе придется проводить немалое количество времени, не то, что детяма, иногда, даже взрослым, дается непросто. Но, учитывая возрастные и психологические аспекты сформированности психики вторых, применяя профессиональные технологии, им можно предложить возможные инструменты рационализации стрессовой ситуациив период начала работы, в том числе, посредством снижения темпа выполняемых действий, тем самым, обеспечения более спокойное вхождение в процесс работы (сбережение эмоциональных ресурсов). Для детейже, тем более, для малышейв возрасте 1.6 -2, 6 (3) лет, ввиду психофизиологии и малого жизненного опыта, данный способ к применению недопустим.
В связи с этим, в данной статье описывается психологическая адаптационная технология, которая помогает переключать внимание воспитанников групп раннего возраста в стрессовой ситуации (прим. – как правило, с норматипичными детьми это сделать несложно, в т.ч., ввиду того, что функция памяти не сформирована–она кратковременна, а интерес к взаимодействию с взрослым — высокий). Она способствует повышению эмоциональногофона настроения малышей посредствам созданию условий позитивного принятия педагогов, работающих с группой, и среды пребывания в д/саду в целом. Также, что немаловажно, содействует нервно-психическому развитию детей, с учетомвозрастныхпараметров данного этапа: активная/пассивная речь, сенсорные эталоны, элементарные действия с предметами, моторика руки и тела, навыки самообслуживания, социализация. Тем самым, описываемаяавторская технология основывается на параметрах сензитивности периода к первичным педагогическим воздействиям, эпикризных особенностях развития и учитывает то, что воспитанникамеще недоступно выполнение элементов игрыс пониманиемсюжета, поскольку игровыми предметамиони могут лишь манипулироватьв пространстве. Такой стиль поведения является привычным и не способствует повышению гормонастресса, следовательно, выравнивает эмоциив период пребывания в образовательной организации и за ее пределами — взяли игрушку, бросили или положили ее. При том, указанная игрушка стала находиться на другом месте, куда ее положили/кинули, издала какой-то звук, поменяла цвет, т.д. Ребенок, в свою очередь, получил сенсорный стимул, мотивирован к дальнейшим игровым действиям, увеличил представление об окружающем мире, получил желаемое. Поэтому, автор статьи, педагог-психолог ДОУ, основываясь на личном опыте адаптации детей, рекомендует создание в группах адаптации контейнеров с мячами разного цвета, формы, величины (яркие, пластиковые, вязаные, со звуками, рельефные, светящиеся), легкими пластиковыми кубиками, цветными сенсорными фигурами, др. При этом, в контейнеры не рекомендуется складывать игрушки, которые являются подобием животных и кукол – прототипов людей. Это позволит формировать адекватное восприятие уважения границ тела и закреплять нормы социального взаимодействия. Алгоритм работы в технике начинается с того, что взрослый (педагог-психолог или воспитатель) оценивает внешнее психоэмоциональное состояние детей. Если же педагог видит, что в группеимеютсядети, которые испытывает тот или иной эмоциональный дискомфорт (плачут, скованные, зажатые, проявляют апатию, дерутся, др.), то в присутствии этих детей ( «в поле зрения детей»), начинает перекладывать, слегка перекидывать из одного контейнера в другой описанные выше игрушки. Привлекая внимание, мотивируя их на конструктивное взаимодействие, вовлекая активно (прим. – игра вместе с взрослым) или пассивно (прим. – наблюдение со стороны за действиями взрослого) в совместную деятельность. Когда интерес детей будет выше (прим. – критерии оценки: наличиена лице детей улыбки, хлопки руками, прыжки на месте, стремление поддержать игру, инициатива в действиях, др.), темп действий педагога можно ускорять. При желании педагог может включить веселую музыку (прим. — если дети активно поддержали игру) или спокойную музыку (прим. — если в группе присутствуют отстраненные, с выраженной тревожностью дети, которые с трудом поддерживают игру и слабо переключаются на нее) для поддержания интереса к игровому процессу и работы с нормализацией мышечноготонуса у воспитанников. Длительность игры в рамках описанной технологии с детьми раннего возраста не ограничена. В случае, если педагог видит позитивную динамику переключения детей от стрессовой ситуации и положительный фон настроения, то есть, воспитанникам занятие стало интересно, можно продолжать играть с ними длительный период времени. Также, данную игровую технологию можно использовать по приходу в группу детей в утренние часы, когда наблюдается наибольшее количество тревоги от разлуки с родными. Эту тревогу не рекомендуется приглушать, но напряжениеснижать важно, в том числе и описанным выше способом. Приведенная в статьеигра для детей раннего возраста, относится к играм, основанным на алгоритме монотонной манипулятивной деятельности, которыеспособствует грамотному развитию эмоционально-волевой сферы и познавательных способностей малышей. Посредством таких действий педагога-психолога с малышами в период адаптации к условиям поступления в первую для них образовательную организацию, в том числе, снижается риск псевдоадаптации (прим. – проявления элементов деструктивного и негативного поведения после детского сада в домашних условиях). В перспективе данный контейнер с мячами может быть использован для детей более старшего возраста с целью развития мелкой моторики руки и снятия психоэмоционального и психомышечного напряжения. Технология была успешно апробирована в работе педагога-психолога на базе 2 детских садов г. Ярославля и получила положительные оценки участников образовательного процесса в работе с детьми в условиях адаптации к д/саду. 02. 02. 2024г.
|