Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности инклюзивного образования, специфика организации процесса адаптации детей с ОВЗ в ДОУ, формирование социально-бытовой ориентировки в режимных моментах и действий самообслуживания в период адаптации детей с ОВЗ к условиям инклюзивного образовани
Адаптация
Автор: Иванова Юлия Сергеевна   
30.10.2023 19:28

Особенности инклюзивного образования, специфика организации процесса адаптации детей с ОВЗ в ДОУ, формирование социально-бытовой ориентировки в режимных моментах и действий самообслуживания в период адаптации детей с ОВЗ к условиям инклюзивного образованияОсобенности инклюзивного образования, специфика организации процесса адаптации детей с ОВЗ в ДОУ, формирование социально-бытовой ориентировки в режимных моментах и действий самообслуживания в период адаптации детей с ОВЗ к условиям инклюзивного образования

Подготовила: Иванова Юлия Сергеевна ГБОУ СОШ №1 СП «Детский сад Берёзка»

В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детей. Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой процессы обучения и воспитания протекают в наиболее благоприятных для детей условиях. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии состоит в том, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в жизнь коллектива сверстников. В идеале инклюзивная группа должна объединять несколько групп детей с особыми образовательными потребностями, чтобы дети имели возможность общаться друг с другом.

 

Особенности инклюзивного образования в ДОО следующие:

  • необходимость создания особых условий (пространственных, предметно-игровых, социальных)
  • необходимость совмещения интересов нормотипичных детей и детей с ОВЗ
  • необходимость строить занятия на взаимодействии внутри группы.

Специфика организации процесса адаптации детей с ОВЗ в инклюзивной группе заключается в том, что изменение условий среды (попадание из дома в группу детского сада) и потребность выработки новых форм поведения (в непривычной социальной среде) требуют от ребенка с ОВЗ значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем как у самого ребенка, так и у окружающих его взрослых.

Организация процесса адаптации детей с ОВЗ в инклюзивной группе предполагает, во-первых, изучение личностных особенностей адаптации к ДОО у детей с ОВЗ, во-вторых, изучение особенностей адаптации детей с ОВЗ к условиям инклюзивной группы, в-третьих, изучение готовности педагогов к деятельности по обеспечению адаптации к ДОО детей с ОВЗ, в-четвертых, использование мер по облегчению процесса адаптации (игры, музыкотерапия, сказкотерапия, арт-терапия и пр.)

Роль воспитателя по формировании социально-бытовой ориентировки в режимных моментах и действий самообслуживания в период адаптации детей с ОВЗ к условиям инклюзивного образования очень велика. Для того чтобы этот процесс осуществлялся успешно, необходимо еще до прихода ребенка с ОВЗ в группу познакомить его с группой, с особенностями организации предметно-развивающей среды, со сверстниками. Часто для этого используется альбом с фотографиями группы, при просмотре альбома с ребенком комментируются особенности совместной деятельности, проведения режимных моментов. Ребенка также знакомят с правилами поведения в детском саду и в группе, обсуждают с ним различные ситуации, которые могут возникнуть в детском саду.

Посещение инклюзивной группы ребенком с ОВЗ следует начинать в кратковременном режиме, организации посещения прогулки или индивидуальных и парных игр со сверстниками в группе. Кроме того, воспитателю важно подготовить и нормально развивающихся детей к приходу в группу особого ребенка (например, могут быть проведены игры из серии «Уроки доброты»). Подготовительную работу проводят и с родителями нормально развивающихся дошкольников.

В процессе адаптации к условиям инклюзивной группы детей с ОВЗ воспитатель прежде всего помогает таким воспитанникам освоить пространство (для детей с нарушением зрения используются специальные метки, зрительные тренажеры и пр.), делает его безопасным и доступным.

Общая последовательность формирования социально-бытовых навыков следующая:

  • умение самостоятельно есть и пить
  • умение самостоятельно одеваться
  • навыки опрятности
  • умение самостоятельно умываться.

При этом воспитателю нужно понимать свою роль в формировании каждого навыка: она велика вначале и уменьшается по мере его освоения. Специалисты условно называют эту последовательность движением от совместных действий по типу «рука в руке», т. е. когда педагог действует руками ребенка, до действий «рука за рукой», когда действие инициируется взрослым, но затем он прекращает его, оставляя за собой только корректирующий контроль и легкие направляющие движения по касательной

Последовательность перехода от совместных к самостоятельным действиям:

  • рука в руке
  • рука на руке
  • рука за рукой.

У детей с ОВЗ с менее выраженной патологией формирование социально-бытовых навыков происходит в условиях формирования опыта:

  • совместно-раздельных (по подражанию, одновременно)
  • совместно-последовательных (по образцу, по очереди или продолжая начатое педагогом действие)
  • совместно-распределенных (по аналогии, изменяя образец и перенося его в другую ситуацию) действий со взрослым.

При этом действия ребенка с ОВЗ и педагога, а также нормально развивающихся сверстников включены в организацию специальных педагогических ситуаций:

  • ситуации-иллюстрации
  • ситуации-упражнения
  • ситуации-оценки
  • проблемные ситуации.

Задачи, которые мы ставим перед собой, организуя процесс обучения и воспитания детей в условиях инклюзивной группы:

  • создание среды, способствующей гармоничному развитию личности
  • формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения
  • формирование у детей общей культуры
  • развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств
  • формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих социальную успешность
  • сохранение и укрепление здоровья
  • коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Работу с детьми с ОВЗ осуществляем во взаимодействии с такими специалистами, как педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра.

Учитель — логопед работает в тесном контакте с воспитателями, посещает занятия других специалистов. Консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Поддерживает постоянную связь с медицинскими работниками образовательного учреждения. Принимает активное участие в образовательном процессе, направленном на предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в развитии воспитанников с ОВЗ.

Учитель-дефектолог проводит индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения.

Работа педагога-психолога заключается, прежде всего, в облегчении процесса адаптации детей с ОВЗ к условиям инклюзивного образования.

Важное условие успешности инклюзивного образования, на наш взгляд, принятие семьи как неотъемлемой развивающей среды, включение родителей в педагогический процесс. Конечно, для родителей нормально развивающихся детей и родителей детей, которые отстают в развитии, не простым решением было оказаться в одной группе. Для решения данной проблемы разрабатываются консультации и рекомендации для родителей.

Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре стараются помочь детям стать более дружными, организованными. Привлекают детей с ОВЗ к участию в праздниках, досуговых мероприятиях.

Сопровождение со стороны медсестры заключается в наблюдении за состоянием физического и душевного здоровья детей с ОВЗ, предоставлении информации воспитателям и родителям по всем интересующим вопросам.

Детский сад — это мир детства, в котором каждый маленький человек должен ощущать себя надёжно, комфортно, уютно, чувствовать заботу и уважение. Наш детский сад строит дом, в котором разные дети, здоровые и те, у которых есть определённые проблемы в развитии, учатся понимать друг друга, принимать различия, быть ответственными за тех, кто рядом, учатся жить вместе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год