Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Эффективность использования метода песочной терапии для повышения уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Адаптация
Автор: Галушкина Ирина Михайловна   
22.10.2023 16:12

Эффективность использования метода песочной терапии для повышения уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста.Эффективность использования метода песочной терапии для повышения уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста.

Описание опыта работы

Началом работы над опытом стал анализ анкет родителей детей, поступивших в детский сад, наблюдения за деятельностью детей в период адаптации, а также результаты диагностики адаптированности дошкольников. Проведя диагностику, выявили, что родители недостаточно удовлетворены организацией процесса адаптации.

Анализ результатов анкетирования и диагностики показал необходимость разработки и применения наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми в период адаптации.

 

Мои многолетние наблюдения и опыт показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и является прекрасным психопрофилактическим средством.

Я решила более активно использовать в работе метод песочной терапии.

Актуальность опыта.

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад — новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.

По мнению специалистов в области здравоохранения, нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами, которые непосредственно воздействуют на психику и стимулируются социальными условиями, что подтверждает влияние непосредственного окружения на здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие.

Практика работы ДОУ показывает, что в настоящее время необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в ДОУ, которая способствовала бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному повышению адаптационных возможностей и содействовала снятию стрессового состояния.

КД. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей — куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет

собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми младших групп, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущей психолого-педагогической идеей опыта является создание условий в дошкольном образовательном учреждении для повышения адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста через использование метода песочной терапии.

Теоретическая база опыта.

Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М. Р, Битянова, ЯЛ. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.). В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш. А. Амонашвили, ГО. Кумарина, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, Е.А. Ямбург и др.)

«Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка», — отмечала ЕИ. Морозова. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности — игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом.

Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья. Терапия используется в разных интерпретациях в области медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с нормализацией жизненных и социальных процессов. Например, существуют следующие виды терапии: акватерапия; ароматерапия; логотерапия; магнитотерапия; цветотерапия; песочная терапия.

Песбчная терапйя — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К.Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство.

Автор метода песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Игры с песком — одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в использование метода песочной терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста с целью повышения их адаптационных возможностей.

Технология опыта.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Определение и изучение уровня адаптации ребенка к условиям ДОУ в младшем дошкольном возрасте.
  2. Изучение взглядов и рекомендаций исследователей по проблеме песочной терапии;

З. Подбор и адаптация приемов игровой деятельности с песком для младшего дошкольного возраста;

4. Профилактика и преодоление стрессовых состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста в адаптационный период, используя игры с песком;

5. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей, к повышению их адаптационных возможностей;

6. Оказание психолого-педагогической помощи воспитателям в работе с детьми раннего и младшего возраста в период адаптации.

Содержание образования и средства достижения цели

Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

  1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
  2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.

З, В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Игры с песком использую в младшей группе в качестве групповой или подгрупповой работы во время прогулки на игровой площадке 1-2 раза в неделю по 20-30 мин. и в качестве индивидуальных занятий.

Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в волшебную Песочную страну, необходима песочница. Это может быть либо стационарная песочница на игровой площадке, либо специально организованная «минипесочница» в кабинете психолога или в группе.

Оборудование «мини-песочницы»:

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта

которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.

3. Набор игрового материала (лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля).

Все игры, упражнения в песке осуществляются с помощью игрушкипосредника Песочного зайчика. Данную игрушку использую только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.

В результате работы мною было подобрано много интересных и разнообразных игр и упражнений с песком, которые мы используем при составлении занятий.

Во время проведения занятий с использованием пескотерапии, мы применяем такие формы работы с детьми, как:

  1. Сюжетные игры — «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).
  2. Игры-забавы — «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
  3. Дидактические игры-упражнения — «Узоры на песке», «Мы создаем мир»,
  4. Рассказывание сказок — лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
  5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
  6. Читаем на песке — предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А.Барто «Игрушки»,
  7. Рисование песком — хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
  8. Конструирование — используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
  9. Устраиваются дни погружения, например, «День песка»; тематические праздники: «Праздник песка», «Праздник новых формочек» и т.д.

Работа с родителями.

Повышать уровень адаптационных возможностей детей младшего возраста посредством песочной терапии, помогла определенным образом организованная работа с родителями:

  • консультации по воспитанию и развитию ребенка

- проведение родительского собрания с элементами тренинга «Адаптация. Рецепты хорошего настроения», на котором были представлены различные варианты игр с песком, которые очень понравились родителям и нашли практические применения в их повседневной деятельности с детьми (дома, вместо песка можно использовать и манку, и гречку, и т.д.).

  • памятки для родителей ( «Скоро в детский сад», «Спокойное утро», «Готовимся к детскому садику заранее»)

- участие родителей в групповых и индивидуальных занятиях с целью знакомства с новыми средствами и способами общения с детьми.

Во время прогулок стараюсь привлекать к песочным играм и родителей, вновь прибывших детей, чтобы они не только наблюдали, но и сами участвовали в процессе занятий и игр. В присутствии близкого человека дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками

В конце адаптационного периода осуществляется анкетирование родителей, направленное на определение мнения родителей об организации процесса адаптации малышей, поступающих в наш детский сад, выяснение родительского взгляда на адаптацию своих детей.

Результативность опыта

В результате использования песочной терапии в период адаптации воспитанников к условиям ДОУ наблюдались положительные изменения. У детей:

  • значительно повысился общий эмоциональный фон
  • снизился уровень тревожности
  • быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков

- повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Родители:

  • проявляют интерес к вопросам воспитания и развития детей
  • активно применяют практические умения и навыки, помогающие ребенку легче адаптироваться к условиям ДОУ
  • повышается психолого-педагогическая культура

Таким образом, результативность педагогического опыта доказывает эффективность системного использования метода песочной терапии для повышения уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста.

Библиографический список

Алямовская ВГ. Как воспитать здорового ребенка. М.: Линка-Пресс, 1993

Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. Соколовская Н. В. Волгоград: «Учитель», 2008г.

Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности“

Вопросы психологии. 1989, №1

Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Воронеж: Учитель, 2004

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. «Искусство общения с ребенком, Москва, 2004г.

Грабенко ТН, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство-Пресс», 2002г,

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии, СПб.: «Речь», 2010

Зинкевич-Евстигнеева ТД., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии, — М.: Речь, 2003.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СПБ «Речь», 1998

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь», 2005

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год