Эффективность использования метода песочной терапии для повышения уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста. |
Адаптация | |||
Автор: Галушкина Ирина Михайловна | |||
22.10.2023 16:12 | |||
Эффективность использования метода песочной терапии для повышения уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста. Описание опыта работы Началом работы над опытом стал анализ анкет родителей детей, поступивших в детский сад, наблюдения за деятельностью детей в период адаптации, а также результаты диагностики адаптированности дошкольников. Проведя диагностику, выявили, что родители недостаточно удовлетворены организацией процесса адаптации. Анализ результатов анкетирования и диагностики показал необходимость разработки и применения наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми в период адаптации.
Мои многолетние наблюдения и опыт показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и является прекрасным психопрофилактическим средством. Я решила более активно использовать в работе метод песочной терапии. Актуальность опыта. Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад — новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. По мнению специалистов в области здравоохранения, нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами, которые непосредственно воздействуют на психику и стимулируются социальными условиями, что подтверждает влияние непосредственного окружения на здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие. Практика работы ДОУ показывает, что в настоящее время необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в ДОУ, которая способствовала бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному повышению адаптационных возможностей и содействовала снятию стрессового состояния. КД. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей — куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми младших групп, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии. Ведущая педагогическая идея опыта. Ведущей психолого-педагогической идеей опыта является создание условий в дошкольном образовательном учреждении для повышения адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста через использование метода песочной терапии. Теоретическая база опыта. Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М. Р, Битянова, ЯЛ. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.). В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш. А. Амонашвили, ГО. Кумарина, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, Е.А. Ямбург и др.) «Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка», — отмечала ЕИ. Морозова. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности — игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья. Терапия используется в разных интерпретациях в области медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с нормализацией жизненных и социальных процессов. Например, существуют следующие виды терапии: акватерапия; ароматерапия; логотерапия; магнитотерапия; цветотерапия; песочная терапия. Песбчная терапйя — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира. Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К.Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство. Автор метода песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». Игры с песком — одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека Новизна опыта Новизна опыта состоит в использование метода песочной терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста с целью повышения их адаптационных возможностей. Технология опыта. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
З. Подбор и адаптация приемов игровой деятельности с песком для младшего дошкольного возраста; 4. Профилактика и преодоление стрессовых состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста в адаптационный период, используя игры с песком; 5. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей, к повышению их адаптационных возможностей; 6. Оказание психолого-педагогической помощи воспитателям в работе с детьми раннего и младшего возраста в период адаптации. Содержание образования и средства достижения цели Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
З, В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе. 4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения. 5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. Игры с песком использую в младшей группе в качестве групповой или подгрупповой работы во время прогулки на игровой площадке 1-2 раза в неделю по 20-30 мин. и в качестве индивидуальных занятий. Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в волшебную Песочную страну, необходима песочница. Это может быть либо стационарная песочница на игровой площадке, либо специально организованная «минипесочница» в кабинете психолога или в группе. Оборудование «мини-песочницы»: 1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки. 2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта. 3. Набор игрового материала (лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля). Все игры, упражнения в песке осуществляются с помощью игрушкипосредника Песочного зайчика. Данную игрушку использую только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку объявляются все правила поведения, запреты и поощрения. В результате работы мною было подобрано много интересных и разнообразных игр и упражнений с песком, которые мы используем при составлении занятий. Во время проведения занятий с использованием пескотерапии, мы применяем такие формы работы с детьми, как:
Работа с родителями. Повышать уровень адаптационных возможностей детей младшего возраста посредством песочной терапии, помогла определенным образом организованная работа с родителями:
- проведение родительского собрания с элементами тренинга «Адаптация. Рецепты хорошего настроения», на котором были представлены различные варианты игр с песком, которые очень понравились родителям и нашли практические применения в их повседневной деятельности с детьми (дома, вместо песка можно использовать и манку, и гречку, и т.д.).
- участие родителей в групповых и индивидуальных занятиях с целью знакомства с новыми средствами и способами общения с детьми. Во время прогулок стараюсь привлекать к песочным играм и родителей, вновь прибывших детей, чтобы они не только наблюдали, но и сами участвовали в процессе занятий и игр. В присутствии близкого человека дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками В конце адаптационного периода осуществляется анкетирование родителей, направленное на определение мнения родителей об организации процесса адаптации малышей, поступающих в наш детский сад, выяснение родительского взгляда на адаптацию своих детей. Результативность опыта В результате использования песочной терапии в период адаптации воспитанников к условиям ДОУ наблюдались положительные изменения. У детей:
- повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Родители:
Таким образом, результативность педагогического опыта доказывает эффективность системного использования метода песочной терапии для повышения уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста. Библиографический список Алямовская ВГ. Как воспитать здорового ребенка. М.: Линка-Пресс, 1993 Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. Соколовская Н. В. Волгоград: «Учитель», 2008г. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности“ Вопросы психологии. 1989, №1 Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Воронеж: Учитель, 2004 Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. «Искусство общения с ребенком, Москва, 2004г. Грабенко ТН, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство-Пресс», 2002г, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии, СПб.: «Речь», 2010 Зинкевич-Евстигнеева ТД., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии, — М.: Речь, 2003. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СПБ «Речь», 1998 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь», 2005
|