АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ: ПРОБЛЕМЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается процесс адаптации ребенка в детском саду. Анализируются три группы адаптивного поведения. Также рассматриваются рекомендации, которые помогут ребенку как можно быстрее привыкнуть к новым условиям в детском саду.
Ключевые слова: адаптация, детский сад, ребенок, воспитатель, родитель.
Первые годы жизни ребенка формируют его личность, к тому же, только на этом этапе жизни развитие ребенка происходит такими стремительными темпами. Важную роль в данном развитии играет вовремя начатое педагогически грамотное воспитание. Такой подход обеспечивает полноценное, всестороннее развитие ребенка, а также способствует формированию различных видов деятельности, предупреждает возникновение отрицательных привычек и форм поведения. Один из этапов в жизни ребенка раннего возраста является поступление в дошкольное учреждение. Следующая за этим адаптация, создает для ребенка стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды. Такие исследователи данной темы как Э. Торндайк, И. П. Павлов, В. Шторн и др. доказали, что период адаптации ребенка в ДОУ зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду [3].
Сегодня существуют всевозможные практики различной направленности приема детей в детские учреждения. Это может быть работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедрение одинакового режима в детском саду и семье. Для того, чтобы помочь ребенку в процессе адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, которая учитывает возраст ребенка, особенности его поведения в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания.
Работники детского сада, и в первую очередь, воспитатели, должны хорошо ориентироваться в вопросах процесса адаптации, чтобы правильно организовать его в условиях ДОУ. Выделяют три группы адаптивного поведения, которые характеризуются определенными поведенческими и эмоциональными реакциями:
- Первая группы – группа легкой, или благоприятной адаптации. Легкая адаптация длится около 7 дней. У детей этой группы, как правило, наблюдаются незначительные психосоматические расстройства, которые проявляются, в частности, в капризности, некой растерянности. Но, несмотря на это, дети достаточно активны. Дети данной группы проявляют положительную эмоциональную реакцию на сверстников, и быстро идут на контакт с воспитателем.
- Вторая группа – группа средней тяжести адаптации. У детей данной группы отрицательные эмоции ярче выражаются, а привыкание к детскому саду – от 2 недель до 1 месяца. Ребенку данной группы не так просто справиться со стрессом, нежели детям первой группы. Он более остро реагирует на расставание с близким человеком, например, ребенок может цеплять за папу и горько плакать, постоянно звать маму и проситься домой. В течение дня ребенок пассивен и малоподвижен.
- Третья группа – группа тяжелой адаптации. Здесь наблюдаются поведенческие нарушения, которые выражаются в противоположных реакциях ребенка: ребенок или подавлен, или сильно возбужден. В режиме дня наблюдаются проблем, например, у детей снижается аппетит, возможен полный отказ от еды, дети плохо засыпают и капризничают. Разлука и встреча с матерью проходит очень эмоционально, со слезами и цеплянием. Во взаимодействии со сверстниками эти дети пассивны, у них отсутствуют подражательные действия [1].
Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптацией в ДОУ являются: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения; наличие у ребенка своеобразных привычек; неумение занять себя игрушкой; отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков; отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
Решить проблемы с адаптацией ребенка в ДОУ можно с помощью следующих рекомендаций:
- Эмоционально-благоприятная атмосфера в группе. Она сформирует у ребенка положительные эмоции, связанные с детским садом. Большую роль здесь играет роль воспитателя, который должен создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней окунется в данную атмосферу, то его адаптация пройдет намного легче. Размеры групповой комнаты значительно отличаются от тех, что дома, поэтому в первые дни ребенку будет некомфортно. Чтобы ребенок не испытывал дискомфорт следует зрительно уменьшить помещение, сделать его более уютным. В этом могут помочь занавески на окнах, и расположение мебели таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки», в которых ребенку будет комфортно.
- Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в ДОУ. Общая работа родителей и воспитателей является необходимым условием успешной адаптации. Воспитателю следует заранее установить контакт с родителями, чтобы в ознакомительной беседе узнать характер, интересы и склонности ребенка. В начале можно приводить ребенка только на прогулку, так ему будет проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. В группу ребенка не стоит приводить раньше 8 часов утра, чтобы он не стал свидетелем отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.
- Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период. Она формирует у ребенка эмоциональные контакты «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок». Основная задача игр в период адаптации – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. Первые игры должны быть совместными, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр должен выступать взрослый. В особом внимании нуждаются застенчивые и робкие дети, которые чувствуют себя некомфортно. Их настроение могут поднять пальчиковые игры [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы в процессе адаптации зависят от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Чтобы решить данные проблемы воспитатель должен разбираться в целом ряде психолого-педагогических моментов, касающихся всех сторон жизнедеятельности ребенка. Ведь именно воспитатель находится рядом с ребенком в период его привыкания к новым условиям.
Список литературы:
- Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей. – Москва: Просвещение, 2007. – 79 с.
- Соколовская, Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2011. – 345 с.
- Проблемы адаптации к детскому саду у детей раннего возраста: анализ и рекомендации [электронный ресурс]. – URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/problemy-adaptatsii-k-detskomu-sadu-u-detey-rannego-vozrasta-analiz-i-rekomendatsii (дата обращения 23 ноября 2022 год)
|