Работа с семьей в период адаптации |
Адаптация | |||
Автор: Кашапова Марина Сергеевна | |||
11.09.2022 12:55 | |||
Работа с семьей в период адаптации Родители, которые приводят своих малышей в детский сад, порой волнуются больше, чем сами дети. Их волнует все. Какой воспитатель, что есть в группе, чем кормят на завтрак, почему ребенок плачет и даже почему перестал плакать. Часто эти переживания связаны с недостаточным уровнем компетентности и опыта родителей в вопросах адаптации ребенка раннего возраста в дошкольной образовательной организации. Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Работа воспитателя, в том числе базируется на основной образовательной программы дошкольного образования. Эта программа, в своею очередь, направлена на «…создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями»
А основой позитивной социализации и адаптации ребенка является сотрудничество с законными представителями (родителями) воспитанников на основе «…непосредственного вовлечения их в образовательный процесс на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; взаимодействия с семьей по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи» Поэтому очень важно грамотно составить комплексную работу с родителями, направленную на адаптацию их детей и самих родителей к детскому саду. Самое главное — приобщение родителей к нормативным компонентам всех ступеней образования, в частности дошкольного, информирование родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей в детском саду и семье, консультирование по вопросам дошкольного образования и реализации программ дошкольного образования. Помимо этого, важно в доступной форме давать родителям знания об адаптации, возрастных особенностях детей, режимом дня, познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие детей раннего возраста. Важно создать единую модель воспитания. При поступлении ребенка в детский сад, семья приглашается на ознакомительную встречу. Происходит знакомство с воспитателем, группой. Родители видят, как воспитатель взаимодействует с другими детьми, чем заняты малыши. Так же они могут познакомиться с меню детского сада и с организационными моментами: «Режим дня», «Что должно быть в шкафчике у ребенка», «Что можно и что нельзя приносить с собой в детский сад» Когда ребенок начинает ходить в группу без родителей, важно донести до них, что присутствие мамы и ее нервозное состояние только усугубляет ситуацию. Не стоит ходить под окнами, высматривая малыша. Если ребенка оставляют на непродолжительное время, можно предложить маме сходить на прогулку в парк. Каждую встречу с родителями воспитатель проводит индивидуальные беседы. При приеме – спрашивает как ребенок спал, как у него здоровье, чем занимался вечером. Родители должны видеть заинтересованность педагога в их ребенке. Вечером – рассказывает как прошел день не только у малыша, а у всей группы в целом. Так как ребенок теперь часть коллектива. Очень хорошей рекомендацией для родителей являются ритуалы прощания. Ритуал в классическом понимании – это последовательность действий по одному и тому же сценарию, который настраивает на нужный лад. Такие действия помогут снизить тревожность и у родителей, и у ребенка. Варианты ритуала могут быть абсолютно разные: «Поцелуй в ладошке», записка в кармашек, «маленький секрет» (каждый день новый) и т.д. Зависит от фантазии родителей. Первое родительское собрание можно провести в нетрадиционной форме – вместе с детьми. Это может быть или мастер-класс, или, как сейчас модно – мастермайнд, где родители смогут поделиться с остальными своими методами воспитания, теми моментами, которые помогают сделать ребенка счастливее. Воспитатель при этом выступает в роли куратора и аккуратно подводит коллектив к верному педагогическому решению. Для создания положительной атмосферы в родительском коллективе создается чат в любой социальной сети, куда воспитатель периодически выкладывает памятки, консультации, небольшие задания (выполняются по желанию) для выполнения совместно с малышом. То есть просветительская деятельность строится таким образом, чтобы снизить тревожность родителей и ребенка, и рекомендовать им способы проведения совместного досуга в свободное время. Так, родители не будут чувствовать, что малыш отдаляется от них. А дети будут видеть заботу и внимание мамы и папы.
|