Русский фольклор в работе с младшими дошкольниками в период адаптации к детскому саду. |
Адаптация | |||
Автор: Строкина Ольга Анатольевна | |||
31.07.2022 19:03 | |||
Русский фольклор в работе с младшими дошкольниками в период адаптации к детскому саду. Авторы: Строкина Ольга Анатольевна, Купряшина Марина Николаевна, ГБОУ Школа Перспектива г. Москва, САО Я люблю свой родной язык! Как держава наша, могуч. Так русский поэт Александр Яшин писал в стихотворении «Русский язык». Сейчас из нашей жизни уходят не только «милые с детства» слова, но и привычки, обычаи, игры, предаются забвению многие рецепты и секреты воспитания детей, созданные педагогическим талантом русского народа, апробированные и передавшиеся из поколения в поколение; наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, из него исчезает красота образность.
А есть ли такие средства, которые помогли бы нам вернуть утраченное? Да есть. Одним из таких средств является показ детям красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, пословицах, хороводах, сказках, потешках, калядках, обрядах и т.д. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Какие же материалы можно использовать в работе с детьми? Лучший вариант – познакомить ребенка со всей фольклорной палитрой, усложняя содержание в зависимости от возраста малыша. Приход ребенка в детский сад, период адаптации, как раз тот самый момент, когда происходит активное знакомство ребенка с фольклором. Для малыша важна эмоциональная близость с взрослыми, чувство защищенности, можно знакомить его с «поэзией пестования». Сюда входят колыбельные песенки, прибаутки, сказки, потешки, в которых каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям, эти песенки, потешки, прибаутки звучат как ласковый говорок, выражают заботу, нежность. Ими нужно окружать ребенка в течение всего дня. Часто малыши, расставаясь утром с мамой, плачут. Утешая ребенка можно приговаривать: Полно плакать! Тише, тише, А не то Полкан услышит, Скажет: «Гав! Кто плачет тут? Аней тут кого зовут?» Во время умывания говорим: Водичка, водичка, Умой Алене личико, Чтобы смеялся роток. Чтоб кусался зубок, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки алели. Во время еды, похваливая деток, произносим: У нас полный дом ребят, Все за столиком сидят, Все за столиком сидят, Кашу с маслицем едят, Ложка гнется, рот смеется, Душа радуется. Укладывая спать приговариваем им: Все ложатся на бочок, Под головку кулачок, Ветерок над головой, Спи глазок, спи другой. Но вот детки проснулись и, улыбаясь, поглаживая их по спинкам, спрашиваем: Это кто уже проснулся? Мы потянемся, потянемся, Большие ноги идут по дороге Потешки, попевки употребляем мы изо дня в день, и они запоминаются детьми. И они уже сами начинают их повторять. Таким образом, речь их становится более красивой, образной. Так же мы играем с детьми в русские хороводные игры, такие, как «Заинька», «Ходит Ваня», «Мы на луг ходили». Хороводные игры создают определенный духовный настрой, развивают у ребенка интерес к народному творчеству, воспитывают добрые чувства, знакомят с напевностью русского языка. Дети любого возраста любят слушать сказку. Она покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительными переплетениями фантастического и реального. Недаром дети любят сказку. И на любые испытанья В.Берестов. Знакомя детей со сказками, мы развиваем их активную речь, побуждаем к пересказыванию, к сочинению продолжения или концовки сказки. Фольклор, составивший сегодня в большинстве своем педагогическую «Красную книгу», способен решить многие педагогические задачи. Он может заложить фундамент личности и творчества. Поэтому так важно организовать в этот период встречи ребенка с песней, сказкой, пословицей, игрой. И от того будет или нет детство наполнено сокровищами русского игрового и литературно-музыкального творчества зависит во многом дальнейшая жизнь маленького человека.
|