ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕРАПИИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОУ |
Адаптация | |||
Автор: Литвиненко Ж. В., Рушина Е.В. | |||
05.02.2021 20:42 | |||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕРАПИИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОУ
воспитатели МБДОУ д/с №17 г. Белгорода Аннотация: В статье пойдёт речь об особенностях использования в работе с детьми раннего возраста арт-терапевтических методов. Использование элементов арт – терапии позволяет сократить сроки адаптации малышей. Ключевые слова Адаптация, ранний возраст, арт-терапия. Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Жизнь ребенка в ДОУ существенным образом меняется: определенный режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Всё это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовое переживание.
Необходимо смягчить ситуацию, чтобы не допустить, проявления невротических реакций (капризы, страхи, отказ от еды, от общения с окружающими, заболеваниям), необходимо вводить разного вида инновационные технологии, созданными в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Современная образовательная программа ДОУ направлена на организацию образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, а педагогический процесс ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и создание возможностей раскрытия способностей. Дети сейчас очень активные, чувствительные, гибкие и требуют индивидуальной «личной» близости со взрослым. Любят все, когда им уделяют «особое» внимание. Детям нравится в воспитателе: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения. Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходимо создать в группе атмосферу тепла, уюта и любви, помощи и заботы. Самым оптимальным подходом в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка. Таким современным методом является «Арт – терапия» — форма основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Основная цель арт — терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности. В адаптационный период в работе с детьми можно использовать следующие элементы арт — терапии:
Эффективность воздействия этих игр и упражнений на детей значительно повышается, если они сопровождаются музыкой и рисованием, в одной совместной деятельности сочетаются разные виды воздействия. Игротерапия используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, страхов и повышения уверенности в себе. Кроме того, игры готовят детей к взрослой жизни, помогают приобрести необходимые навыки.
печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; монотипия.
Музыкальные игры и упражнения используются как средство развития слухового внимания, чувства ритма, координации движений. Участие в инсценировках песен, сказок, стихов дает возможность застенчивым, тревожным, мнительным детям развивать их творческие способности, проявлять свои личностные качества, стимулировать творческую активность.
Использование элементов арт-терапии позволяет: Создать положительный эмоциональный настрой; Снять эмоциональное напряжение (это важно на начальном этапе адаптации); Снизить утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления; Повысить адаптационные способности ребенка к повседневной жизни ДОУ; Развивать воображение, навыки изобразительной деятельности художественных способностей в целом; Возможность обратиться к невысказанным фантазиям и желаниям ребенка. В итоге использование современной технологии арт-терапии способствует ещё и развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и, конечно же, отличному самочувствию ребенка. Список литературы: 1. Вахрамеев В.В. Арт-терапия. В сб. метод. материалов. – Череповец, 2014
|