Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «Адаптируемся играя» |
Адаптация | |||
Автор: Татарчук Татьяна Александровна | |||
26.09.2020 19:36 | |||
Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «Адаптируемся играя» Разработала Татарчук Татьяна Александровна воспитатель 1 кв. категории Шлиссельбург Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Орешек» 2019г. В. Сухомлинский Актуальность. Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные для него условия. Поэтому на этом этапе очень важно, как легко ребёнку будет привыкнуть к новым условиям. Я в свою очередь делаю всё, чтобы малыш справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески стараюсь предупредить и не допустить проявлений тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в детском саду, которая приводила бы к наиболее безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяло бы формировать положительное отношение к дошкольному учреждению. Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра. Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок — взрослый" и "ребенок — ребенок" и обязательно включать игры и упражнения. Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. В связи с вышеизложенным считаю, реализацию проекта актуальной.
Информационная карта проекта. Цель проекта: Создать благоприятные условия для облегчения периода адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада с помощью игровой деятельности. Задачи:
Продолжительность проекта: краткосрочный (сентябрь – октябрь – ноябрь, в зависимости от поступления детей в ДОУ) Тип проекта: групповой, социально — практический Участники: воспитатель, дети 1младшей группы, родители. Ожидаемый результат:
Формы работы с детьми:
Этапы работы: I. Организационный
II. Основной
работа с родителями. II. Заключительный (презентационный)
План реализации проекта для детей 2-3 летнего возраста: 1. Игры, направленные на формирование доверительных, доброжелательных отношений детей к воспитателю и друг к другу. Задачи: Познакомить детей с воспитателем, друг с другом, способствовать формированию доброжелательных отношений в группе.
2. Игры – забавы, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Задачи: Помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой.
3. Игровые ситуации, потешки, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания. Задачи: Учить детей в определенной последовательности мыть руки. Учить детей правильно держать ложку, есть аккуратно, знакомить с нормами поведения за столом. Формировать умение детей убирать за собой игрушки. Формировать умение детей одеваться и раздевать с помощью воспитателя. Воспитывать чувство аккуратности.
4. Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулки.
План работы с родителями на адаптационный период. Цель: Установление дружеских, партнерских отношений между воспитателями и родителями.
Реализация проекта Изучив актуальность темы, я для себя сформулировала цель и задачи, разработала план реализации проекта, подобрала информацию, картотеку игр, наглядный и технический материал. В июне 2019 года администрацией детского сада было проведено родительское собрание с целью познакомить их с ДОУ, его условиями, воспитателями и другими работниками. На первом этапе своей работы я собрала информацию о воспитанниках, их семьях, индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Для этого родителям были предложены анкеты, что позволило найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, и очень помогло в планировании моей дальней работы на адаптационный период. (Приложение 1) В сентябре 2019 года начался поэтапный приём малышей в группу раннего возраста с постепенным увеличением времени пребывания их в группе. Одним из важных условий эффективной работы в период адаптации явилось правильно организованная предметно-развивающая среда, подборка игр, игровых ситуаций, потешек, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку. (Приложение 2) На протяжении всего адаптационного периода на каждого ребёнка ведутся индивидуальные адаптационные карты, где ежедневно отслеживались поведение, настроение ребёнка, взаимодействие с воспитателем и другими детьми. (Приложение 3) Помимо продуктивной деятельности с малышами велась и постоянная работа с родителями. За два месяца нашей адаптации они приняли активное участие в родительском собрании, субботнике по благоустройству участка детского сада, выставке поделок «Осенняя сказка», пришли на мастер – класс по изготовлению куклы «Королевы Осени». К концу октября нашу группу посещает 20 детей. Результат проекта Общий эмоциональный фон поведения малышей стал положительным, снизилась тревожность, дети стали проявлять активность в игровой и познавательной деятельности. Положительно складываются отношения в детском коллективе. У малышей получается взаимодействовать и сотрудничать, владеть своими чувствами, позитивно относиться к другим людям. Благодаря сотрудничеству с родителями нам удалось установить партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьёй. Анализ индивидуальных адаптационных карт показал, что адаптационный период протекает успешно: лёгкая адаптация наблюдается у 14детей (70%), средняя адаптация наблюдается у 6 детей (30%), тяжёлая адаптация отсутствует. Я считаю, что такого хорошего результата мы достигли благодаря правильно запланированной деятельности детей в течении дня, подобранным игровым технологиям. Благодаря сотрудничеству с родителями нам удалось установить партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьёй. Размышляя над своей работой, хочется подчеркнуть, адаптация – сложный стрессовый период для малыша, поэтому мы, опытные педагоги, отдавая свою любовь детям, помогаем преодолевать трудности этого периода. Для себя подчеркнула, надо чаще привлекать родителей к совместной деятельности. Проект ещё не закончен, так как дети продолжают поступать в ДОУ, в том числе и в мою группу. Поэтому я и дальше буду продолжать работать над ним. Список литературы
Приложение: «Давайте познакомимся» Цель: Познакомить детей между собой. Учить называть друг друга по именам. Ход игры: Дети с педагогом становятся в круг. У воспитателя в руках игрушка. От её имени педагог знакомится с каждым ребёнком, побуждая детей назвать своё имя. «Кто у нас хороший» Цель: Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость. Ход игры: Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Используя текст русской народной песенки, он приговаривает: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Воспитатель выводит и обнимает его. Ванечка хороший (Олечка хорошая), Ванечка пригожий (Олечка пригожая). «Ванюшка светловолосый. с темными глазами, красивый. Сильный и не плакса», — говорит педагог. ( «Олечка хорошенькая, веселая, свою куклу Машу любит, песенки ей поет. А детям споешь? Я тебе, если потребуется. Помогу…» «Дима хороший. Дима пригожий. Сильный, он не дерется. Умеет строить высокие башни…») Расхвалив 5- 6 детей, педагог приглашает всех детей к себе. Педагог по очереди обнимает детей: «Замечательные у меня дети, — завершает общение с малышами педагог, — красивые, умные, добрые, веселые. Я вас всех люблю». «Как тебя зовут» Цель: Знакомство с вновь поступающими детьми. Ход игры: Дети садятся на ковёр образовав круг. Воспитатель передаёт мяч с вопросом: «Как тебя зовут?». Ребёнок отвечает и дальше передаёт мячик с тем же вопросом. «Здравствуйте ладошки» Цель: Формирование контроля над движениями, развитие умения различать части своего тела. Ход игры: Здравствуйте, ладошки! — Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх. Хлоп-хлоп-хлоп! — 3 хлопка. Здравствуйте, ножки! — Пружинка. Топ-топ-топ! — Топают ногами. Здравствуйте, щёчки! — Гладят ладонями щёчки. Плюх-плюх-плюх! — 3 раза слегка похлопывают по щекам. Пухленькие щёчки! — Круговые движения кулачками по щекам. Плюх-плюх-плюх! — 3 раза слегка похлопывают по щекам. Здравствуйте, губки! — Качают головой вправо-влево. Чмок-чмок-чмок! — 3 раза чмокают губами. Здравствуйте, зубки! — Качают головой вправо-влево. Щёлк-щёлк-щёлк! — 3 раза щёлкают зубками. Здравствуй, мой носик! — Гладят нос ладонью. Бип-бип-бип! — Нажимают на нос указательным пальцем. Здравствуйте, ребята! — Протягивают руки вперёд, ладонями вверх. Здравствуйте! — Машут рукой. «Здравствуй правая рука» Цель: Настроить детей на доброжелательный лад, учить здороваться при встрече. «Солнышко и дождик» Цель: Развивать двигательную активность детей, учить выполнять движения по сигналу воспитателя. Ход игры: Воспитатель берёт зонтик и предлагает детям погулять: «Какая хорошая погода! — говорит воспитатель, выглянув в окошко, — Сейчас выйду и позову детей играть!». Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст: Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку. Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку! Дети прослушивают и повторяют вслед за воспитателем стихотворение. Затем под его слова совершают следующие движения, подражая взрослому: Топ-топ-топ-топ (все топают ножками, стоя на месте), Топ-топ-топ, Топ-топ-топ, Топ-топ — топ (пауза). Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп (все хлопают в ладоши, подражая воспитателю), Хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп-хлоп. «А теперь побегаем!» — предлагает воспитатель и убегает. Дети разбегаются в разы стороны. Неожиданно для них воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик начинается! Скорее прячьтесь под зонтик ко мне!». Все спешат в свои домики. «Послушайте, как барабанит дождик по крышам», — говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. Воспитатель и дети произносят стишок: Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи… «Солнечные зайчики» Цель: Создать положительную атмосферу, помочь детям эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение Ход игры: Взрослый зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе! Дети ловят солнечных зайчиков. Можно пускать зайчиков по земле, а дети на него будут пытаться наступить. Игры с мыльными пузырями «Кто больше поймает пузырей» Цель: Помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение. Ход игры: Дети гоняются за мыльными пузырями, пытаясь как можно больше их «поймать. «Оденем куклу Лизу на прогулку» Цель: Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку. Ход игры: Чтение стихотворения Благининой «Новая одежда». Воспитатель говорит, что кукла Лиза уже позавтракала и хочет гулять. Показ и рассматривание новой одежды для Лизы. Совместная деятельность воспитателя с детьми: последовательное одевание куклы на прогулку, сопровождая действия чтением потешек (Вот они сапожки.., Моя Катя маленька..) «У нас в группе беспорядок» Цель: Формировать навык ориентироваться в группе, умывальной, раздевалке. Учить детей поддерживать постоянный порядок в игрушечном хозяйстве детского сада и дома. Ход игры: Чтение стихотворения «Маша – растеряша». Беседа по содержанию стиха. Воспитатель создаёт условия для появления куклы Петрушки в группе. Расстановка принесённых предметов по местам. «По дорожке Настя шла» Цель: Учить детей справляться с негативными проявлениями. Развивать воображение, дружеские чувства, самостоятельность, внимание. Воспитывать чувство терпимости, отзывчивости. Ход игры: Все дети ходят по кругу, а тот, кого выбрал педагог, находится в центре и выполняет движения, соответствующие словам: По дорожке Настя шла, Настя тапочки нашла. Настя тапки примеряла, Чуть надела – захромала. Стала Настя выбирать, Кому тапочки отдать Никите тапки хороши. На, надень и попляши. Все напевают плясовую мелодию, а первый ребёнок и выбранный им свободно пляшут внутри круга. Затем первый ребёнок возвращается в круг, а выбранный им остаётся в кругу, и игра начинается сначала. Игры с песком. Цель: Познакомить со свойствами песка, помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение через практические действия с песком. Игры с водой. Цель: Познакомить детей со свойствами воды «теплая», «холодная». Помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение через практические действия с водой. Использование потешек – уговорок. Цель: Помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой. Не плачь, не плач, Куплю калач. Не плачь, дорогой, Куплю другой. У лисы боли, У волка боли, У Николаши боль На берёзку в лес улети Ай лады, лады, лады! Не боимся мы воды! Чисто умываемся, Маме улыбаемся! Приложение 4.
культурно – гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания. 5. Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулки. 6. Приобщение родителей в процесс адаптации.
|