Организация условий формирования коммуникативного компонента у детей с ОВЗ в рамках их социальной адаптации |
Адаптация | |||
Автор: Степанова Марина Юрьевна | |||
14.02.2020 21:12 | |||
Организация условий формирования коммуникативного компонента у детей с ОВЗ в рамках их социальной адаптации В последнее время в педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин “особые” дети. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – это отношение окружающих к ребенку и к семье в частности. Вторая – это получение доступного и достойного образования для ребенка У человека, который никогда не сталкивался с проблемами обучения детей с нарушениями развития, могло сложиться мнение, что наша система специальных дошкольных учреждений и школ охватывает всех детей с ограниченными возможностями. Но в реальности ситуация такова, что попасть в дошкольное учреждение и школу для того чтобы воспитываться и получать образование могут только дети с некоторыми нарушениями, а часть детей не могут попасть в дошкольное учреждение, а в дальнейшем и в школу. Растущее же количество детей с множественными нарушениями остается без возможности реализации своего права на образование.
Для детей с сочетанными диагнозами, и детей которые по медицинским показаниям не могут посещать дошкольное учреждение или школу, как правило, предусмотрена индивидуальная форма обучения. В этом случае с проблемой сталкивается педагог, создание специальных программ крайне затруднено из-за огромного количества вариантов проявления дефекта, и поэтому программа должна создаваться для каждого ребенка индивидуально, Другую, не менее серьезную проблему составляет обширная категория детей с тяжелыми формами психических нарушений. Если незначительная часть таких детей, имеющая сохранный интеллект и приемлемое поведение, может посещать дошкольное учреждение, обучаться индивидуально при различных типах школ, то основная масса лишена возможности получить образование из-за серьезной задержки умственного развития вторичного характера и «сложностей поведения», крайне затрудняющих пребывание ребенка в коллективе. В процессе работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для меня, как учителя-логопеда, является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартных образовательных подходов, специальных условиях реализации программных требований и образовательных стандартов. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно принимать и учитывать. Этих детей необходимо научить выражать свои просьбы и озвучивать проблемы и нужды, научить общаться друг с другом, формировать коммуникативные компетенции. Целью нашей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в рамках процесса их социализации, образовательных мероприятий, является организация помощи на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образования и развития личности в целом. В нашем детском саду дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Это помогает в решении следующих задач:
Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными условиями здоровья способствует вся коррекционно — развивающая деятельность, которая включает в себя: работу воспитателей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, музыкального руководителя, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга. В рамках данной программы, формирования механизмов социальной адаптации детей с интеллектуальными проблемами, наши дети ежедневно во вторую половину дня со своими воспитателями выходят в общеобразовательные группы. Весь коллектив детей делится на несколько групп и занимается в разных общеобразовательных группах с учетом психического и физического состояния здоровья и личных привязанностей. В условиях расширения зоны коммуникации дошкольников педагогами организованы различные формы и виды совместной деятельности. Это может быть свободная игровая деятельность, в процессе которой все дети вместе выбирают игры, используют необходимые атрибуты, и даже обсуждают правила той или иной игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимой, а тем более ведущим видом деятельности. Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность, навык коммуникации в процессе коллективных методов работы. Поэтому педагоги проводят различные по тематике совместные занятия по всем видам продуктивной деятельности. В ходе коррекционно-развивающих мероприятий в свободном режиме социализации педагоги и специалисты групп организуют совместное чтение художественной литературы с последующей театрализацией прочитанных произведений. Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей В процессе занятий решаются следующие задачи:
Кроме того, в структуру занятия включаются:
Группа детей с ОВЗ очень неоднородна, а групповая форма занятий им необходима в рамках социализации и подготовки к предстоящим школьным условиям. Поэтому индивидуальный и дифференцированный подход на каждом занятии является одним из основных компонентов коррекционно-развивающей деятельности. При организации некоторых занятий в группе мы не разделяем детей, имеющих разные возможности здоровья и интеллектуальных возможностей. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации и коммуникации у одних и формирует толерантность и отзывчивость у других, что предоставляет возможность каждому участвовать и добиваться успеха. Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей, приучает к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общегрупповых, спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами детского коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками. При организации и проведении таких занятий использовались следующие принципы:
Цели, задачи и содержание занятий учитывали возраст детей, уровень интеллектуального и психического развития Занятия специалистов проходят как по принципу полной интеграции, так и частичной. Описанная выше комплексная, систематическая разноплановая деятельность показала, что включение детей с особенностями в развитии в жизнь детского сообщества, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации, успешной коммуникации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея возможность общаться с детьми разновозрастной группы, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум. Составление индивидуальной программы развития ребенка строится на результатах наблюдений за ребенком с ограниченными возможностями во всех режимных моментах. Наш опыт показал, что, более плавная адаптация ребёнка к условиям пребывания в детском саду происходит, если он посещает вечерние занятия в развивающей среде с воспитателем и специалистом. Особенно это актуально для детей со сложными и смешанными дефектами. Анализ результатов обследования детей в ходе работы над программой дает возможность сделать вывод о том, что в начале учебного года большинство детей группы демонстрировали низкие показатели социальной нормализации и коммуникативных навыков у детей. У некоторых возникали трудности в общении, они не могли сконцентрировать свое внимание на работе, постоянно отвлекались по пустякам, не все дети могли планировать свою работу. Они не могли предложить свою помощь тем, кто нуждается в ней и обратиться с просьбой при необходимости. В конце года уровень социальной нормализации, адаптации и коммуникативной компетенции детей группы находился в положительной динамике. Дети стали более спокойные, уравновешенные, все чаще стали проводить время в совместных играх. Если возникают конфликтные ситуации, то ребята сами или вместе с воспитателем находят выход из них. Снизился уровень тревожности. Это результат целенаправленной, систематической, правильно организованной работы и коррекции. К концу учебного года планомерная реализация программы дала свои положительные результаты. У детей с ограниченными возможностями наблюдаются успехи в социальной адаптации и нормализации, а у детей нормально развивающихся формируется толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями. Интегративный подход в воспитании и обучении действительно является одним из важных компонентов системы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в условиях ДОУ. В перспективе мы планируем совершенствовать разработанную нами программу, более тщательно продумать работу с родителями, добиться выхода детей интегрированной группы на высокие показатели по социальной адаптации, коммуникативного развития и нормализации.
|