Роль сюжетно-ролевых игр в период адаптации у младших дошкольников |
Адаптация | |||
Автор: Маланова Анна Анатольевна | |||
24.09.2021 10:39 | |||
Роль сюжетно-ролевых игр в период адаптации у младших дошкольников Начну свою статью, вспомнив о том, что такое вообще адаптация, вновь пришедших малышей в детский сад. Адаптация — это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: помещение, распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг. В детском саду новые требования и правила, к которым нужно также постепенно привыкать. Некоторые дети адаптируются очень легко – без слез бегут в группу, играют, веселятся и не хотят уходить домой. Другие – никак не могут оторваться от мамы, цепляются за нее, громко плачут и боятся заходить в группу. Нелегко приходиться и персоналу группы: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема.
И вот в этот момент важно увлечь малыша игрой. В игре ребенок отвлекается, забывает про слёзы, активно включается в игру, постепенно привыкает и чувствует себя, как дома. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникают из условий жизни ребенка в обществе. Сюжетно-ролевые игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Они способствуют развитию познавательных процессов, приобретению опыта общения со сверстниками и взрослыми, что является одним из условий успешной адаптации. Игровые занятия способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, снижению импульсивности и тревоги, развитию навыков взаимодействия детей друг с другом, развитию внимания, восприятия, речи, воображения, общей и мелкой моторики, координации движений. Сюжетно-ролевая игра по классификации относится к творческим играм, то есть при данном виде игровой деятельности у ребенка имеется огромный арсенал творческих возможностей, полная свобода выбора действий, который может решить исход игры. В сюжетно-ролевой игре все действия происходят в некотором условном пространстве. Помещение, в котором играет ребенок вдруг превращается в кукольный домик, магазин продуктов, в гараж или стройку, а играющие дети берут на себя соответствующие роли (мамы, папы, продавца, механика, строителя и т.д.). В сюжетно-ролевой игре, как правило, несколько участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: мама-ребенок, продавец-покупатель, врач-больной и т.д. Сюжетно-ролевая игра может научить малышей:
Любая с/р игра дошколят проходит с эмоциональным подъемом, что возбуждает у детей стремление к воображению, способность к подражанию, копированию поведения. В эмоциональном фоне игры проявляется уровень ее нравственной, психологической культуры, насыщенность духовной жизни. Все это объединяет детей и создает большие возможности для формирования коллективистских отношений; комплексно воздействует на развитие личности ребенка, способствует более успешной адаптации детей. Таким образом, учитывая изложенное, следует помнить, что сюжетно-ролевая игра в воспитательном процессе способствует всестороннему развитию детей младшего возраста и помогает легче адаптироваться в новой среде.
|