Родительское собрание на тему «Адаптация ребенка к детскому саду»
Авторы:
- Гудкова Людмила Захаровна воспитатель первая квалификационная категория
- Сапрунова Екатерина Сергеевна педагог-психолог первая квалификационная категория
- Козлова Марина Викторовна воспитатель по физической культуре первая квалификационная категория
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1034 имени героя Советского Союза В.В. Маркина»
Цель: повышение компетентности родителей по подготовке ребенка к детскому саду, а также в период адаптации.
Возраст: Вторая младшая группа
Основные вопросы:
Скачать конспект
- Что такое адаптация?
- Адаптация как процесс с позиции ребенка.
- Факторы, оказывающих влияние на ребенка в период адаптации.
Задачи:
- образовательная:
а) познакомить родителей с понятием “адаптация”;
б) дать рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду.
- воспитательная:
а) показать различные способы и приемы в воспитании детей младшего дошкольного возраста.
- развивающая:
а) установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями;
б) показать возможность доверительного отношения к работникам образовательного учреждения, уважительного отношения к друг другу.
Подготовка к родительскому собранию:
разработка презентации «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада», анкеты «Давайте познакомимся», анкеты «Опрос», памятки (приложение 1 и 2), рекомендаций родителям по подготовке ребенка к детскому саду.
План выступления воспитателя (показ презентации):
- Что такое адаптация?
Это сложный процесс приспособления организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном и конечно на психологическом.
- Адаптация как процесс с позиции ребенка.
Приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
- Участники процесса адаптации.
- образовательное учреждение (воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, педагог ДПО, старший воспитатель, педагог-организатор)
- семья (родители, бабушки, дедушки, братья, сестры и сам ребенок)
- воспитанники старших групп (старшие братья и сестры, «добровольцы» — дети старшего дошкольного возраста).
- Этапы развития адаптации.
- подготовительный
- основной
- заключительный
Продолжительность каждого этапа зависит от многих факторов, оказывающих влияние на ребенка.
- Степени адаптационного процесса.
- легкая (2 – 3 недели)
- средняя (1 месяц)
- тяжелая (2 и более месяцев)
- Причины тяжелой адаптации к условиям детского сада.
- Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
- Отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;
- Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми;
- Наличие у ребенка своеобразных привычек;
- Патология психического развития.
- Факторы, влияющие на адаптацию.
- возраст ребенка, его уровень психического и физического развития;
- состояние здоровья;
- характеристика нервной системы;
- умение общаться с взрослыми и сверстниками;
- темперамент ребенка;
- количество детей и форма воспитания в семье;
- сформированность предметной и игровой деятельности;
- приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
- другие биологические и социальные факторы.
- Оптимизация процесса адаптации.
- взаимные установки семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
- возможность родителей посетить детский сад вместе с ребенком, чтобы посмотреть в каких условиях он будет находиться, знакомство малыша с детьми, возможность познакомиться с помещением группы, с местом прогулок и т.д.
- знание особенностей развития и поведения детей, и при необходимости, внесение соответствующих корректив в форме совета и убеждения родителей.
- пребывание детей на свежем воздухе в любое время года.
- единство требований, приемов и методов воздействия.
- Объективные показатели окончания периода адаптации у детей.
- глубокий сон;
- хороший аппетит;
- бодрое эмоциональное состояние;
- полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
- соответствующая возрасту прибавка в весе.
- Советы родителям.
- Разговаривайте с ребенком про детский сад: поговорите с ним, как со взрослым. Чаще гуляйте около Вашего будущего детского сада. Ребенок должен сам убедиться, что здесь спокойно и безопасно;
- Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Поговорите о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду;
- В период адаптации не отучайте малыша от вредных привычек – так вы осложните привыкание;
- Выработайте единые требования к поведению ребенка с воспитателями – это облегчит ему привыкание к новым условиям;
- Обязательно поиграйте с ребенком в детский сад. Замечательно, если с вами будут «играть» любимые игрушки;
- Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет;
- Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
- На первых порах постарайтесь уделять вашему малышу тройное внимание дома и на прогулках, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное — не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе!
- Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком.
- Будьте спокойны и вежливы с ребенком и сотрудниками детского сада – ваше настроение передается малышу!
Раздача памяток для родителей.
Рекомендации родителям:
- Предоставлять ребенку больше самостоятельности вне стен детского сада, избегать гиперопеки со своей стороны.
- Вести себя так, чтобы ребенок почувствовал гордость родителей за него – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад.
- Первые несколько дней проводить ребенка не на весь день, а лишь на несколько часов, сначала в присутствии матери (так, чтобы она была рядом, но не занималась ребенком, а выполняла бы какую-то работу в группе или занималась в сторонке своим делом).
- Не изменять резко привычный уклад жизни ребенка, оставляя его в детском саду сразу на 10 часов.
- Первые дни приводить ребенка позже часов приема детей, чтобы они не видели процесса расставания детей с родителями и чужих слез.
- Приводить ребенка в сад первое время кому-то одному из близких (папа, мама или бабушка).
- Дублировать дома новые занятия, которые проводятся в детском саду и нравятся ребенку.
- Не стесняйтесь рассказать воспитателю об индивидуальных особенностях своего ребенка, чтобы воспитателю было легче найти подход к вашему малышу.
Приложение 1
Памятка для родителей.
- Постарайтесь максимально сблизить домашний режим с режимом детского сада.
- Чаще гуляйте с ребёнком, знакомьте его с ровесниками, незнакомыми людьми.
- Посещайте площадку ДОУ для прогулок.
- Подберите ребёнку удобную для одевания и раздевания одежду, обувь. Для группы желательна одежда из хлопчатобумажных тканей.
- Приучайте ребёнка проситься в туалет.
- Приучайте ребёнка самостоятельно есть, одеваться и раздеваться.
- Постепенно отучайте ребёнка от привычки сосать пустышку, пить молоко из бутылочки, сосать палец.
- Постепенно приучайте ребёнка засыпать без укачивания, ношения на руках.
- Принимайте травяные чаи: ромашка, календула.
- Принимайте сырые фрукты, овощи, натуральные соки, кисломолочные продукты, железосодержащие продукты (гречневая каша, яблоки).
- Максимально обеспечивайте ребёнку психологическую безопасность.
- Если ребёнок ослаблен, обратитесь за консультацией к участковому детскому врачу.
Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.
Приложение 2.
Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду.
Уважаемые родители!
Для того, чтобы ваш ребенок легче адаптировался в нашем детском саду, привык к воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, нам необходимы ваша поддержка и сотрудничество. Для начала постарайтесь выполнять несколько простых правил:
- Приводите ребенка в детский сад в одно и то же время (с 7.00 до 8.30)
- К воспитателям обращайтесь по имени-отчеству.
- Следите и дома за тем как ребенок моет руки (засучивая рукава, не разбрызгивая воду, правильно пользуясь мылом, не мочить одежду, насухо вытираться полотенцем.);
- Следите как одевается и раздевается (давать это делать ему самому, в определенной последовательности, одежду складывать, вешать на стульчик, расстегивать — застегивать пуговицы); пить из чашки, есть хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, салфеткой; учить убирать игрушки самостоятельно и в определенное место.
- Спокойное, внимательное отношение к ребенку дома в период адаптации – залог успеха!
- Вовремя укладывайте ребенка спать вечером.
- Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика или не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать размеру ноги ребенка, легко сниматься и надеваться. Носовой платок необходим ребёнку как в помещении, так и на прогулке.
- Чтобы избежать случаев травматизма, каждый день проверяйте содержимое карманов одежды ребенка на наличие опасных предметов. Запрещается приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а также мелкие бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки.
- Не рекомендуется надевать на ребенка дорогие ювелирные украшения. Напоминаем, что в случае потери воспитатель не несет за них материальной ответственности.
- Не обсуждайте при ребенке дома свои опасения, претензии и переживания по поводу детского сада, но обязательно поделитесь ими с воспитателем.
- Главным для успешной адаптации являются ваш положительный настрой, соблюдение режима дня и рекомендаций педагогов.
Надеемся на плодотворное сотрудничество!
|