Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе — залог успешной адаптации» |
Адаптация | |||
Автор: Шадрина Светлана Александровна | |||
25.06.2017 12:08 | |||
Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе — залог успешной адаптации» Шадрина Светлана Александровна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 3», воспитатель. Г.Новокузнецк. Консультация проводится на родительском собрании в групповой форме для родителей подготовительной группы. Цель: расширить педагогическую компетентность родителей; вызвать их желания быть хорошими родителями, принимать участия в совместной деятельности по воспитанию и развитию детей. Продемонстрировать достижения детей (в совместной деятельности с воспитателем, между собой и с родителями). Повестка дня
Ход 1. Консультация для родителей «Готовность ребенка в школе – залог успешной адаптации».
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на родительском собрании «Готовность ребенка к школе – залог успешной адаптации». Этот вопрос очень важен, так как необходимо не только собрать ребенка в школу: то есть приобрести школьную форму, приобрести школьные принадлежности; но и убедиться, что ребенок готов к переменам в жизни. Готовность к школе – это сформированность необходимого минимума интеллектуальных, социальных и личностных качеств, которые помогают максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию школьника и освоить новую для него учебную деятельность. Готовность состоит из несколько аспектов: 1-это интеллектуальная готовность – ребенок обладает любознательностью и пытливым умом. Познавательная активность, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы – вот те интеллектуальные навыки и умения, которые помогают ребёнку овладеть школьными дисциплинами. Для формирования вышеперечисленные умения и навыки мы используем разные формы работы с детьми. Например, игра «Назови одним словом», «Скажи наоборот» (умение сравнивать, «Цепочка слов» (рассуждать, делать выводы, развитие логического мышления). Особое внимание необходимо уделить речевой готовности к школе. Речевая готовность связана с тем, что у ребёнка полностью сформирована звуковая сторона речи (правильно произносит все звуки родного языка, хороший словарный запас, развита связная речь. То есть, ребёнок умеет пересказывать рассказы и сказки, хорошо выстраивать рассказы из личного опыта, грамотно составлять предложения в рассказе, способен составить предложения из набора слов, согласуя слова по роду, числу и падежу. Кроме этого ребёнок хорошо развита диалогической речью, уметь выслушивать чужую точку зрения и высказать свою. Играя в игру «Один – пять», формируется грамматический строй речи, чистоговорки, скороговорки – звуковая культура речи, «Мое начало, твой конец» — связная речь. Уважаемые родители, для обогащения словарного запаса детей предлагаем вам возобновить традиционную игру «Я дарю тебе словечко». В последний день недели, в воскресение подарите ребенку слово и объясните его лексическое значение. В течении недели ребята будут знакомить всех из подаренными словами, а потом игра «Чудесная шляпа».
В социальную готовность входит умение налаживать отношение со взрослым. Отвечать на вопросы учителя, задавать вопросы, если что-то не понятно умение попросить о помощи, высказать свою точку зрения. Ребенок предшкольного возраста имеет навык личностного общения: Во-первых, проявляет инициативу в общении, имеет навык самопредставления, то есть подойт и познакомится первым и т. д. Во-вторых, ребенок умеет создать ситуацию для общения, то есть умение самому найти повод для знакомства. Например, заметит, что кто-то не может застегнуть портфель, тут же предложит свою помощь и начнет беседу. В-третьих, ребенок воспользуется ситуацией для общения, умеет откликнутся на призыв другого, на просьбу помочь. Например, рядом сидящий ребенок просит поднять карандаш. который закатился под парту. Социально развитый ребенок не только поднимет карандаш, но и воспользуется ситуацией для общения. Спросит, что он рисует, расскажет о своих умениях рисовать и т. д. Казалось бы, ребенок с пытливым умом, который легко идет на контакт, имеет совершенную сформированность к школе, отнюдь нет, есть еще один аспект — это личностная готовность к школе. 3 – аспект личностная готовность – это ряд психологических личностных качеств, помогавших ребёнку самоопределиться в школе, осмыслить своё новое положение. В понятие личностной готовности входит:
Это умение ребенка оценить себя более или менее реалистично не впадая в крайности «я все могу» или «я ничего не умею». Предпосылки к адекватному оцениванию самого себя, результатов своей работы – помогут будущему ученику сориентироваться в оценочной системе школы. Это старт к появлению умения оценивать свои способности, степень усвоения учебных дисциплин, когда ребёнок и без отметок учителя чувствует, что он усвоил, а над чем еще надо поработать.
Это когда ребёнок понимает необходимость сначала сделать уроки, а потом играть в солдатиков, то есть мотив «Быть хорошим учеником, заслужить похвалу учителя» главенствует над мотивом «Получить удовольствие от игры». Конечно в этом возрасте не может быть стойкого приоритета учебного мотива над игровым от формируется в течение первых 2-3 лет учёбы в школе. Поэтому часто учебные задания подаются детям в привлекательной игровой форме. Как вы ведёте, уважаемые родители, каждый аспект готовности ребёнка к школе – важен. И выпадение одного приводит к трудностям, как во время адаптационного школьного периода, так и в последнее годы учёбы. 2. Игровая деятельность с детьми (фрагменты НОД с детьми, игры) Ребята, проходите, посмотрите у нас в гостях ваши родители, давайте поздороваемся с ними глазами, бровями, головой, словом, за руку. Молодцы! Посмотрите, ветер подул и все кленовые листочки оказались на земле. На листочке есть картинка. Возьмите один листок, определите первый звук и найдите себе пару. Кто нашел себе пару, называйте слова и проходите на стульчики. На ковролине прикреплены картинки двух мальчиков и картинки игрушек: танк, домик, динозаврик, конструктор и т. д. Толя и Дима два драчуна, Ребята, Толя любит играть с игрушками, у которых есть звук Т, Дима – у которых звук Д. (Дети берут картинку, определяют звук, прикрепляют возле Толи или Димы). У Толи и Димы есть кот. Захотели они с ним поиграть. «Кис, кис, кис!» — говорят ребята, а кот убежал, они за ним. Пока ребята догоняют кота, мы узнаем какие звуки есть в словах: кот, кис. (Проводим звуковой анализ слов: кот, кис). Кот забежал на кухню, Дима и Толя за ним. Мама сказала, что сегодня на обед приготовит блюда в названии которых есть звук К или КЬ. Ребята, отгадайте, что будут кушать ребята на обед? На первое щи или рассольник, на второе: рыбу или котлеты, на третье: компот или чай? Почему? (Ответы детей). Пообедали братья им решили поиграть, давайте и мы с ними поиграем «Угадай предмет его частям» (Если дети затрудняются, то помогают родители). Рама, подоконник, стекло (окно). Молодцы, ребята, приглашайте родителей в наш дружный хоровод «Во саду ли в огороде». Уважаемые родители, мы с ребятами старались, сделали для вас тортик, каждый трудился на славу, угощайтесь пожалуйста, на здоровья. (Совместный хоровод «Во саду ли в огороде»).
|