Варианты адаптационных занятий для детей младшего дошкольного возраста |
Адаптация | |||
Автор: Ананьина Наталья | |||
12.06.2017 23:03 | |||
Варианты адаптационных занятий для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Вступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнакомых детей и взрослых. У ребёнка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями. Взрослым необходимо помочь преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребёнка важно донести то, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а ещё большему научится с помощью взрослых. Главное, что может сделать взрослый, — это научить его играть вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнёра, заражают его эмоциями и настроениями. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Игры и упражнения объединены одним игровым сюжетом, которые помогают выполнить поставленные задачи. Малышей сделают друзьями подвижные игры-забавы, хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове. По сути игры просты и доступны детям раннего возраста. Они легко включаются и с удовольствием занимаются на протяжении всего занятия. А воспитателю занятия помогут завоевать симпатии детей и их доверие. Важно, чтобы ведущий мог организовать, увлечь, эмоционально заразить весельем вновь пришедших детей. Не беда, если не все дети сразу включаются в процесс, как показывает практика, очень скоро все занимаются с интересом без исключения. Занятие №1 Тема: “Вот Я какой! ” Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Задачи:
Материал: Корзинка с сюрпризами. Солнышко — мягкая игрушка, погремушка, кукла Малыш. Ход занятия Организация начала занятия. Стульчики расставлены полукругом. Педагог звенит в погремушку, приговаривает: Погремушка играет- Деток собирает! Предлагает предлагает детям присесть на стульчики. Педагог: Доброе утро, дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях малыш. Достаёт куклу малыша, одетого в песочник или трусики. Педагог: Ребята, посмотрите какой хороший малыш. Он похож на вас? Ответы детей. Педагог показывает каждую часть туловища куклы и просит детей назвать её. Игра “Большие – маленькие” Педагог: Покажите, малышу, какие вы сейчас большие. Дети встают в полный рост. Педагог: А теперь, покажите, какие вы были маленькие. Дети приседают на корточки; Педагог: А какие вы будете, когда станете взрослыми. Дети встают на носочки и тянутся руками вверх. Игра повторяется 2-3 раза. Педагог: Дети, на стульчики свои пройдите и на Лялю посмотрите. Ляле мы сейчас расскажем и ручками покажем, что у вас есть. Игра “Это Я”. Это глазки. Вот. Вот. ---------Показывают сначала левый, потом правый глаз. Это ушки. Вот. Вот. ---------- Берутся сначала за левое ухо, потом — за правое. Это нос. Это рот. ---------- Левой рукой показывают рот, правой нос. Там спинка. Тут живот. -------- Левую ладошку кладут на спинку, правую на живот. Это ручки. Хлоп, хлоп. -------- Два раза хлопают. Это ножки. Топ, топ. --------- Два раза топают. Ой, устали. Вытрем лоб. --------- Правой рукой вытирают лоб. Далее педагог спрашивает детей: - Покажите, где ваши ножки? (Дети показывают ноги). - А что умеют делать ваши ножки? (Ходить, прыгать, бегать, топать и т. п.) - Покажите малышу, как вы умеете шагать, бегать, играть. Педагог: Дружно все вставайте и за мной всё повторяйте. Упражнение “Наши ножки” Большие ноги шли по дороге: ------------- Большими шагами идут друг за другом. Топ, топ, топ, Топ, топ, топ, Маленькие ножки бежали по дорожке: ----------- Маленькими шагами бегут друг за другом. Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Ваши ножки убегают- ---------------------- Возвращаются на свои места. Только пяточки сверкают. Педагог: Ну, ребятки не зевайте, а за мной всё повторяйте! Игра “Пляшут наши детки! ” Где же, где же наши ручки? ----------- Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга. Где же наши ручки? Нету наших ручек! ----------- Прячут руки за спину. Вот, вот наши ручки! ------------- Выставляют руки вперёд. Вот наши ручки! ----------- Поворачивают ладошки вверх-вниз. Пляшут, пляшут наши ручки! -------- Показывают фонарики. Пляшут наши ручки! Где же, где же наши ножки? -------------Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга Где же наши ножки? Нету наших ножек! -------------- Обхватывают ноги руками Вот, вот наши ножки! Вот наши ножки! ----------- Ритмично хлопают ладошками по ногам. Пляшут, пляшут наши ножки! -------------- Ритмично топают ногами. Пляшут наши ножки! Где же, где же наши детки? -----------Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга Где же наши детки? Нету наших деток! -------------- Закрывают лицо ладошами. Вот, вот наши детки! Вот наши детки! ------------- Встают в полный рост, разводят руки в стороны. Пляшут, пляшут наши детки! -------- Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя. Пляшут наши детки! Педагог: А сейчас мы отдохнём и опять играть начнём. Погладим себя по головке. Похвалим: хорошо играли, славно танцевали.... Погладим ножки, ручки... Педагог: Ручки не деритесь, Ручки не сердитесь. Лучше подружитесь... Пальчиковая гимнастика “Дружные пальчики! ” Дружат в нашей группе ----------- Подушечки пальцев одной руки дотрагиваются до Девочки и мальчики----------- подушечек пальцев другой руки. Мы с тобой подружим маленькие пальчики. ----------- Пальчики сцепляются в замок. Упражнение “Покачай малыша! ” Дети по очереди качают малыша на руках, приговаривая вместе с педагогом: Бай, бай, бай, бай, Ты, собачка не лай И в гудочек не гуди; Нашу Лялю не буди. Педагог: Наш малыш уснул.... И нам пора проститься. Но сначала солнышко подарит вам свою любовь тепло. Солнышко, появись! Светлое, лучистое, Покажись. Педагог достаёт из корзинки солнышко. Упражнение “Подари любовь и тепло” По очереди дети обнимают солнышко, передавая, друг другу. Педагог: “ Солнышко вас любит, дарит свет и тепло Кате, Саше... И вы, ребята, нежно обнимите его, и подарите ему свою любовь и ласку ”. Занятие №2 Тема: “Вот как я умею” Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Задачи:
Материал: Корзинка с сюрпризами. Солнышко — мягкая игрушка; колокольчик. Ход занятия Организация начала занятия. Стульчики расставлены полукругом. Воспитатель звенит в колокольчик, приглашает детей на занятие и предлагает присесть на стульчики. Колокольчик звенит, Собираться велит! Педагог: Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях Солнышко. -Солнышко красное! Появись. Светлое, лучистое, Малым детушкам улыбнись! Педагог из корзинки достаёт Солнышко. Педагог: Солнышко вам улыбается. Улыбнитесь ему тоже — подарите свои улыбки. Солнышко: Здравствуйте, ребятушки. Милые, хорошие, славные, пригожие. Дети: Здравствуй, Солнышко! Педагог: Когда солнышко светит, на земле всё растёт: деревья, цветы, трава и, вы, ребята тоже растёте. Покажите солнышку, какими вы стали. Игра “Большие – маленькие” Педагог: А какими большими вы будете. Дети встают на носочки и тянутся руками вверх к солнышку. Педагог: А сейчас, покажите, какие вы были маленькие. Дети приседают на корточки. Игра повторяется 2-3 раза. Педагог: 1,2, 3 — своё место найди! А сейчас покажем и расскажем Солнышку, как мы живём. Упражнение “Как живёшь? ” Сжать пальцы обеих рук в кулачки. Как живёшь? ----------Показать оттопыренный большой палец -Вот так! А плывёшь? ---------- Вытянуть руки вперёд, затем развести их в стороны -Вот так! Как бежишь? ---------Согнуть руки в локтях, выполнять ими движения вперёд-назад. -Вот так! Вдаль глядишь? -------------- Приложить ребро ладони ко лбу -Вот так! Ждёшь обед? ---------------- Подпереть подбородок кулачком -Вот так! Машешь вслед? ------------ Выполнить кистью ведущей руки движения влево вправо -Вот так! Ночью спишь? ---------------- Лечь щёкой на сложенные вместе ладошки. -Вот так! А шалишь? ------------- Надуть щёчки и хлопнуть по ним ладошками. -Вот так! Упражнение "Что умеют ваши ручки?" Педагог: А где же ваши ручки? Дети: Вот наши ручки! Протягивают вперёд и крутят ладошки. Педагог: А что умеют ваши ручки? Дети. Одеваться, играть, умываться... Педагог: А хлопать в ладоши ваши ручки умеют! Дети: Да! Педагог: Покажите солнышку, как умеют ваши ручки, хлопать в ладоши, умываться. Педагог: А играть ваши ручки умеют? Дети: Да! Педагог: Давайте, покажем солнышку, как они играют. Педагог произносит потешку, показывает движения. Дети повторяют за ним. Пальчиковая гимнастика “Здравствуй, пальчик” Ладошки ставят друг напротив друга Здравствуй, пальчик! ---------- прикасаются мизинцами Здравствуй, пальчик! ----------прикасаются безымянными пальцами Здравствуй, пальчик! --------- прикасаются средними пальцами Здравствуй, пальчик! --------- прикасаются указательными пальцами Здравствуй, пальчик! ---------прикасаются большими пальцами Здравствуйте, пальчики! ----соединяются пальцы обеих рук в замок. Педагог: Молодцы, ребята! Солнышку очень понравилось, как вы играете пальчиками. Упражнение "Что умеют ваши ножки?" Педагог: А где же ваши ножки? Дети показывают ноги. Педагог: А что умеют делать ваши ножки? Дети. Ходить, прыгать, бегать, топать.... Педагог: Давайте покажем солнышку. Педагог: Внимательно слушайте слова, повторяйте за мной слова и движения. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга. Зашагали ножки: топ-топ-топ, ---------------- шагают друг за другом Прямо по дорожке: топ-топ-топ, Ну-ка, веселее: топ-топ-топ, Вот как мы умеем: топ-топ-топ, Побежали ножки по ровненькой дорожке, ----------------- побежали друг за другом Убегают, убегают, --------------- направляются к своим стульчикам Только пяточки сверкают! --------------- присаживаются на свои места. А прыгать ваши ножки умеют? Дети: Да! Упражнение “Прыгай веселей” Педагог: рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним. Прыгай, прыгай веселей! ----------- Прыгают на двух ногах Прыгай, прыгай- побыстрей! Вверх, вниз, вверх, вниз! ---------------- руки поднимают вверх, вниз И немного покружись! -------------- кружатся на месте. Мы немножко отдохнём и опять играть начнём. Игра “Прятки” Педагог предлагает детям закрыть глаза и прячет солнышко в группе, спрятав, звенит в колокольчик. Дети открывают глаза, ищут солнышко. Нашедшему ребёнку, все дети аплодируют. Игра повторяется 2-3раза. Воспитатель: Солнышку, ребята, было с вами интересно, весело и на прощанье оно хочет вам подарить свою любовь и тепло. Упражнение “Подари любовь и тепло” По очереди дети обнимают солнышко, передавая друг другу. Педагог: “ Солнышко вам дарит любовь и тепло. И вы, ребята, нежно обнимите его, подарив в ответ свою доброту и ласку”.
|