«Я познаю мир»: проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников |
Адаптация | |||
Автор: Т.Н. Гаврилова, Е.С. Федорова, Е.В. Плахина | |||
02.05.2017 19:35 | |||
«Я познаю мир»: проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников Т.Н. Гаврилова, Е.С. Федорова, Е.В. Плахина ГБДОУ детский сад № 76 Невского района СПб Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющие множественные нарушения развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, тяжелые нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы. Состояние этих детей препятствует освоению общеобразовательных программ. Для них в нашем образовательной организации создаются все условия для всестороннего развития. Это оформление развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, а также использование различных современных технологий, форм, методов и приемов работы, учитывающих принцип уважения потребностей детей, их интересов, учет особенностей развития и принцип соблюдения их прав.
На базе нашего ДОУ была организована интеграционная группа частичного пребывания, где дети с ОВЗ совместно общаются с детьми общеобразовательной группы. Чтобы коррекционная работа была наиболее эффективна, помимо интеграции детей, необходимо объединить усилия родителей и педагогов для воспитания и обучения детей с ОВЗ, а также формировать адекватное отношение среди сверстников. Для этого нами был разработан проект по совместной деятельности «Я познаю мир». В процессе реализации проекта были созданы все условия для актуализации полученных знаний в повседневной жизни всех участников образовательного процесса. В котором дети, педагоги и родители являются равноправными партнерами. Основной целью проекта «Я познаю мир»: проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников» является: создание благоприятных условий для социальной адаптации детей с ОВЗ в общеобразовательную группу, путем воспитания дружеских взаимоотношений и отзывчивости в детском коллективе. Выделим основные задачи проектной деятельности, которые стали для нас наиболее значимыми:
Планируемым результатом проекта «Я познаю мир» является социальная адаптация детей с ОВЗ в общеобразовательную группу. В рамках этого образовательного проекта были разработаны тематические проекты: «День воспитателя», «День пожилого человека», «День полиции», «День матери» «Неделя толерантности» «Новогоднее чудо» «Здравствуй Масленица», «Лето – это маленькая жизнь» «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Домашние животные» и многие другие. В статье мы хотели бы поделиться опытом разработки проекта «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», который рассчитан на приобщение детей с различными возможностями к книге, воспитание грамотного читателя. Участниками проекта стали воспитатели, нормативно развивающиеся дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, родители. По длительности проект был среднесрочный. Проект включал пять этапов: 1 этап –подготовительный; 2 этап – организационный; 3 этап – практический; 4 этап — презентация продукта; 5 этап — подведение итогов. 1 этап –подготовительный Деятельность педагогов была ориентирована на реализацию цели проекта: прививать любовь к родному языку, умение эмоционально – эстетически воспринимать произведения русской классической литературы; развивать устойчивый интерес к творчеству А.С. Пушкина. Проблема, которую решали педагоги: способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям. Были поставлены следующие задачи:
Деятельность родителей и детей была направлена на создание выставки «Мой Пушкин». 2 этап – организационный В ходе этого этапа в совместной деятельности педагогов, родителей и детей проводились: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, продуктивная деятельность (изодеятельность), викторина, игры – импровизации, театрализованная деятельность. 3 этап – практический Деятельность педагогов была направлена на: подготовку выставки семейного творчества «Герои Пушкинских сказок»; создание презентации «Знакомство с творчеством А.С. Пушкина»; разработку памятки для родителей «Как научить ребенка слушать?». Педагоги направляли деятельность родителей на: пополнение библиотеки в группе книгами А.С. Пушкина, совместные театрализованные представления по сказкам А.С. Пушкина, разучивание доступных детям отрывков из сказок поэта. 4 этап — презентация продукта Этот этап включал: выступления детей, совместно с родителями, в библиотеке; представление родителям наглядной информация по теме «Знакомим дошкольников со сказкой», «Великий писатель и поэт…»; выставку, подготовленную педагогами совместно с родителями «Герои Пушкинских сказок»; участие в викторине. 5 этап — подведение итогов Этот этап включал итоговую каникулярную неделю по данной теме и обобщение материалов проекта. В качестве примера приводим образцы совместной деятельности с детьми. По познавательному развитию на тему: «Знакомство с творчеством А.С. Пушкина». Цель: познакомить детей с биографией А.С. Пушкина и его произведениями. Задачи: развивать воображение, речь детей с помощью художественного слова, умение выражать свои мысли словами; воспитывать в детях патриотические и общечеловеческие чувства: любовь к Родине, уважение к старшим, милосердие, порядочность (на примере мыслей, чувств, отношения поэта); развивать умение видеть и чувствовать красоту мира, во всех ее проявлениях. Наглядный материал: Портрет, иллюстрации (на которых изображены страницы с рукописями стихотворений), сборники стихов и поэм А.С. Пушкина, иллюстрации к ним, рисунок: «Пушкин читает свои стихи друзьям». Текст сказки «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», подбор стихов о временах года, о няне. Ход занятия (беседа). Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года. Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные певучие сказки. Он часто просил няню еще и еще повторить их. Садился у ее ног на маленькую скамеечку, а Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка. Мальчик любил посмеяться, пошуметь, побегать, был очень скор и резок в движениях (воспитатель зачитывает стихи о няне). Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село — это недалеко от Петербурга. Учился он в лицее для мальчиков из знатных дворянских семей. Александр проучился 6 лет, подружился со своими сверстниками: Иваном Пущкиным, Антоном Дельвигом, Вильгельмом Кюхельбекером. Здесь Пушкин начал писать свои настоящие стихи. Посмотрите на рисунок: Пушкин читает свои стихи друзьям. После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести и путешествовал. Красивы и мелодичны стихи Александра Сергеевича о природе. В его произведениях описаны все времена года, но особенно он любил осень (воспитатель зачитывает стихи на тему: «Времена года»). Пушкин умел рисовать и часто свои стихи, поэмы дополнял рисунками пером. (Показ иллюстраций, на которых изображены страницы с рукописями стихотворений). У Пушкина была большая семья: красавица жена Наталья Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто играл с ними, называл их нежно "детушки". Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей, из-за чего у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли — это поединок, в котором человек защищает свою честь. Пушкин был тяжело ранен и умер, но его стихи и он сам не забыты. Его именем названы города, улицы, площади, станции метро. Вы еще много узнаете о нашем великом поэте в школе, а когда станете взрослыми, прочитаете не только его сказки, но и все стихи, повести и романы (воспитатель зачитывает отрывки из поэмы «Сказка о царе Салтане»). Итог: Ребята, о каком поэте мы с вами сегодня узнали? (Об А.С. Пушкине). - Какие его произведения вам больше всего понравились? (Стихи о няне, сказка о царе Салтане и др.) В конце занятия, в зависимости от его продолжительности и от желания детей, воспитатель предлагает, исходя из речевых и интеллектуальных возможностей каждого ребенка) разучить отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (У лукоморья дуб зеленый...) По художественно-эстетическому развитию на тему: «Золотая рыбка» (Свободный выбор материала) Цель: продолжать учить детей придумывать и воплощать рисунок на бумаге, выбирая подходящий для рисования материал (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши или восковые мелки). Задачи: развивать воображение, фантазию; развивать художественно-эстетические способности детей; развивать память и умение пересказывать художественное произведение. Материалы и оборудование: текст сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к сказке, гуашь, акварельные краски, кисточки, цветные карандаши или восковые мелки, альбом для рисования. Предварительная работа: Беседа о русском поэте А.С. Пушкине. Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке». Обсуждение сказки. Ход занятия. На доске размещается портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к сказке «Сказка о рыбаке и рыбке». Воспитатель читает отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке». После чего предлагает детям нарисовать свою золотую рыбку. Обращая внимания на форму тела рыбки, цвет. Готовые работы дети выкладывают на общую поверхность. Итог: Ребята, вам нравятся рисунки ваших товарищей? Какие именно рисунки вам понравились? Почему они вам понравились? По познавательному развитию на тему: «В гостях у сказки» Цель: закрепить знания детей о сказках А.С. Пушкина. Задачи: развивать память и умение пересказывать художественное произведение; развивать связную речь, чувство рифмы; воспитывать желание доброжелательно обсудить героев сказок. Дидактическая игра: «Закончи фразу»
Дидактическое упражнение «Найди слова» Найдите слова на небе. (Облака, птицы, ветер, самолет, молния, голубое, солнце.) Найдите слова в море. (Вода, волна, рыба, водоросли, шторм, краб, дельфин, медуза, корабль.) В море живет много самых разнообразных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим. Это хамса, сельдь, бычки, ставрида, камбала. Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна. У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем. Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет. Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать. Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками – чешуей. Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки. Дидактическая игра «Подскажи словечко» Если это рыбка – у нее улыбка Если это рыбища – у нее … (улыбища) Море волнуется три, (Ноги на ширине плеч, покачивания руками справа – налево, изображая волны) Рыбки плавали, ныряли (Руки перед грудью, со сложенными ладонями, бег врассыпную, наклоны, сближение – расхождение, приседание). Мы считаем, что в целом наш проект соответствует поставленным задачам, и способствует созданию благоприятных условий для социальной адаптации детей с ОВЗ в общеобразовательную группу. У детей выработалась стойкая потребность в общении. Они стараются помогать друг другу независимо от ситуации. Родители детей с удовольствием идут на контакт, откликаются на любые наши начинания (от написания коротких сочинений на заданную тему, до совместных посещений музеев, театров и даже создание своих предметных коллекций на базе ГБДОУ). Проект частично снимает стереотипы, на которые опираются простые люди при виде детей с ОВЗ и позволяет создать ту благоприятную атмосферу толерантности и сотрудничества, которая помогает детям-инвалидам интегрироваться в современное общество, также создает условия для изменения сознания микросоциума, т. е. родителей и детей, посещающих общеобразовательное учреждение. Проект сплотил коллектив педагогов, родителей и специалистов ГБДОУ в одну команду с едиными целями и задачами в инклюзивном образовании детей с ОВЗ.
|