Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Я познаю мир»: проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников
Адаптация
Автор: Т.Н. Гаврилова, Е.С. Федорова, Е.В. Плахина   
02.05.2017 19:35

«Я познаю мир»: проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников«Я познаю мир»: проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников

Т.Н. Гаврилова, Е.С. Федорова, Е.В. Плахина ГБДОУ детский сад № 76 Невского района СПб

Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющие множественные нарушения развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, тяжелые нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы. Состояние этих детей препятствует освоению общеобразовательных программ. Для них в нашем образовательной организации создаются все условия для всестороннего развития. Это оформление развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, а также использование различных современных технологий, форм, методов и приемов работы, учитывающих принцип уважения потребностей детей, их интересов, учет особенностей развития и принцип соблюдения их прав.

 

На базе нашего ДОУ была организована интеграционная группа частичного пребывания, где дети с ОВЗ совместно общаются с детьми общеобразовательной группы. Чтобы коррекционная работа была наиболее эффективна, помимо интеграции детей, необходимо объединить усилия родителей и педагогов для воспитания и обучения детей с ОВЗ, а также формировать адекватное отношение среди сверстников. Для этого нами был разработан проект по совместной деятельности «Я познаю мир». В процессе реализации проекта были созданы все условия для актуализации полученных знаний в повседневной жизни всех участников образовательного процесса. В котором дети, педагоги и родители являются равноправными партнерами.

Основной целью проекта «Я познаю мир»: проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников» является: создание благоприятных условий для социальной адаптации детей с ОВЗ в общеобразовательную группу, путем воспитания дружеских взаимоотношений и отзывчивости в детском коллективе.

Выделим основные задачи проектной деятельности, которые стали для нас наиболее значимыми:

  • создавать благоприятные условия для социальной адаптации детей;
  • закреплять навыки дружелюбного отношения к окружающим, учить играть вместе;
  • формировать потребность в общении, обогащать опыт детей, используя речевые и неречевые средства общения;
  • обогащать опыт познавательной деятельности детей;
  • развивать художественно-эстетическое восприятие и образное мышление;
  • стимулировать и поддерживать развитие двигательной активности.

Планируемым результатом проекта «Я познаю мир» является социальная адаптация детей с ОВЗ в общеобразовательную группу.

В рамках этого образовательного проекта были разработаны тематические проекты: «День воспитателя», «День пожилого человека», «День полиции», «День матери» «Неделя толерантности» «Новогоднее чудо» «Здравствуй Масленица», «Лето – это маленькая жизнь» «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Домашние животные» и многие другие.

В статье мы хотели бы поделиться опытом разработки проекта «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», который рассчитан на приобщение детей с различными возможностями к книге, воспитание грамотного читателя.

Участниками проекта стали воспитатели, нормативно развивающиеся дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, родители.

По длительности проект был среднесрочный.

Проект включал пять этапов: 1 этап –подготовительный; 2 этап – организационный; 3 этап – практический; 4 этап — презентация продукта; 5 этап — подведение итогов.

1 этап –подготовительный

Деятельность педагогов была ориентирована на реализацию цели проекта: прививать любовь к родному языку, умение эмоционально – эстетически воспринимать произведения русской классической литературы; развивать устойчивый интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Проблема, которую решали педагоги: способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям.

Были поставлены следующие задачи:

  • познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина;
  • воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
  • способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
  • развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.

Деятельность родителей и детей была направлена на создание выставки «Мой Пушкин».

2 этап – организационный

В ходе этого этапа в совместной деятельности педагогов, родителей и детей проводились: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, продуктивная деятельность (изодеятельность), викторина, игры – импровизации, театрализованная деятельность.

3 этап – практический

Деятельность педагогов была направлена на: подготовку выставки семейного творчества «Герои Пушкинских сказок»; создание презентации «Знакомство с творчеством А.С. Пушкина»; разработку памятки для родителей «Как научить ребенка слушать?».

Педагоги направляли деятельность родителей на: пополнение библиотеки в группе книгами А.С. Пушкина, совместные театрализованные представления по сказкам А.С. Пушкина, разучивание доступных детям отрывков из сказок поэта.

4 этап — презентация продукта

Этот этап включал: выступления детей, совместно с родителями, в библиотеке; представление родителям наглядной информация по теме «Знакомим дошкольников со сказкой», «Великий писатель и поэт…»; выставку, подготовленную педагогами совместно с родителями «Герои Пушкинских сказок»; участие в викторине.

5 этап — подведение итогов

Этот этап включал итоговую каникулярную неделю по данной теме и обобщение материалов проекта.

В качестве примера приводим образцы совместной деятельности с детьми.

По познавательному развитию на тему: «Знакомство с творчеством А.С. Пушкина».

Цель: познакомить детей с биографией А.С. Пушкина и его произведениями.

Задачи: развивать воображение, речь детей с помощью художественного слова, умение выражать свои мысли словами; воспитывать в детях патриотические и общечеловеческие чувства: любовь к Родине, уважение к старшим, милосердие, порядочность (на примере мыслей, чувств, отношения поэта); развивать умение видеть и чувствовать красоту мира, во всех ее проявлениях.

Наглядный материал: Портрет, иллюстрации (на которых изображены страницы с рукописями стихотворений), сборники стихов и поэм А.С. Пушкина, иллюстрации к ним, рисунок: «Пушкин читает свои стихи друзьям». Текст сказки «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», подбор стихов о временах года, о няне.

Ход занятия (беседа).

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года.

Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные певучие сказки. Он часто просил няню еще и еще повторить их. Садился у ее ног на маленькую скамеечку, а Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка. Мальчик любил посмеяться, пошуметь, побегать, был очень скор и резок в движениях (воспитатель зачитывает стихи о няне). Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село — это недалеко от Петербурга. Учился он в лицее для мальчиков из знатных дворянских семей. Александр проучился 6 лет, подружился со своими сверстниками: Иваном Пущкиным, Антоном Дельвигом, Вильгельмом Кюхельбекером. Здесь Пушкин начал писать свои настоящие стихи.

Посмотрите на рисунок: Пушкин читает свои стихи друзьям.

После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести и путешествовал. Красивы и мелодичны стихи Александра Сергеевича о природе. В его произведениях описаны все времена года, но особенно он любил осень (воспитатель зачитывает стихи на тему: «Времена года»).

Пушкин умел рисовать и часто свои стихи, поэмы дополнял рисунками пером. (Показ иллюстраций, на которых изображены страницы с рукописями стихотворений).

У Пушкина была большая семья: красавица жена Наталья Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто играл с ними, называл их нежно "детушки".

Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей, из-за чего у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли — это поединок, в котором человек защищает свою честь. Пушкин был тяжело ранен и умер, но его стихи и он сам не забыты. Его именем названы города, улицы, площади, станции метро. Вы еще много узнаете о нашем великом поэте в школе, а когда станете взрослыми, прочитаете не только его сказки, но и все стихи, повести и романы (воспитатель зачитывает отрывки из поэмы «Сказка о царе Салтане»).

Итог: Ребята, о каком поэте мы с вами сегодня узнали? (Об А.С. Пушкине).

- Какие его произведения вам больше всего понравились? (Стихи о няне, сказка о царе Салтане и др.)

В конце занятия, в зависимости от его продолжительности и от желания детей, воспитатель предлагает, исходя из речевых и интеллектуальных возможностей каждого ребенка) разучить отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (У лукоморья дуб зеленый...)

По художественно-эстетическому развитию на тему: «Золотая рыбка» (Свободный выбор материала)

Цель: продолжать учить детей придумывать и воплощать рисунок на бумаге, выбирая подходящий для рисования материал (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши или восковые мелки).

Задачи: развивать воображение, фантазию; развивать художественно-эстетические способности детей; развивать память и умение пересказывать художественное произведение.

Материалы и оборудование: текст сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к сказке, гуашь, акварельные краски, кисточки, цветные карандаши или восковые мелки, альбом для рисования.

Предварительная работа: Беседа о русском поэте А.С. Пушкине. Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке». Обсуждение сказки.

Ход занятия.

На доске размещается портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к сказке «Сказка о рыбаке и рыбке».

Воспитатель читает отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке». После чего предлагает детям нарисовать свою золотую рыбку. Обращая внимания на форму тела рыбки, цвет.

Готовые работы дети выкладывают на общую поверхность.

Итог: Ребята, вам нравятся рисунки ваших товарищей? Какие именно рисунки вам понравились? Почему они вам понравились?

По познавательному развитию на тему: «В гостях у сказки»

Цель: закрепить знания детей о сказках А.С. Пушкина.

Задачи: развивать память и умение пересказывать художественное произведение; развивать связную речь, чувство рифмы; воспитывать желание доброжелательно обсудить героев сказок.

Дидактическая игра: «Закончи фразу»

  • Его за руку взяла и в шатер свой (увела);
  • И в глазах у всей столицы петушок спорхнул (со спицы);
  • Весть царевну в глушь лесную, и связав ее живую под сосной оставить там на съедение (волкам);
  • В руки яблочки взяла, к алым губкам (поднесла);
  • Остров на море лежит, град на острове (стоит);
  • С первого щелчка подпрыгнул поп (до потолка).

Дидактическое упражнение «Найди слова»

Найдите слова на небе.

(Облака, птицы, ветер, самолет, молния, голубое, солнце.)

Найдите слова в море.

(Вода, волна, рыба, водоросли, шторм, краб, дельфин, медуза, корабль.)

В море живет много самых разнообразных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим. Это хамса, сельдь, бычки, ставрида, камбала. Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна.

У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем. Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет. Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать. Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками – чешуей.

Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Если это рыбка – у нее улыбка
Если это рыбочка – у нее … (улыбочка)
Если это раба – у нее … (улыба)
Если это рыбина – у нее … (улыбина)

Если это рыбища – у нее … (улыбища)
Динамическая пауза «Море волнуется»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,

Море волнуется три,
Как рыбки плывут, покажи!

(Ноги на ширине плеч, покачивания руками справа – налево, изображая волны)

Рыбки плавали, ныряли
В голубой морской воде.
То сойдутся – разойдутся,
То зароются в песке.

(Руки перед грудью, со сложенными ладонями, бег врассыпную, наклоны, сближение – расхождение, приседание).

Мы считаем, что в целом наш проект соответствует поставленным задачам, и способствует созданию благоприятных условий для социальной адаптации детей с ОВЗ в общеобразовательную группу. У детей выработалась стойкая потребность в общении. Они стараются помогать друг другу независимо от ситуации. Родители детей с удовольствием идут на контакт, откликаются на любые наши начинания (от написания коротких сочинений на заданную тему, до совместных посещений музеев, театров и даже создание своих предметных коллекций на базе ГБДОУ).

Проект частично снимает стереотипы, на которые опираются простые люди при виде детей с ОВЗ и позволяет создать ту благоприятную атмосферу толерантности и сотрудничества, которая помогает детям-инвалидам интегрироваться в современное общество, также создает условия для изменения сознания микросоциума, т. е. родителей и детей, посещающих общеобразовательное учреждение.

Проект сплотил коллектив педагогов, родителей и специалистов ГБДОУ в одну команду с едиными целями и задачами в инклюзивном образовании детей с ОВЗ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год