Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Адаптация детей к условиям пребывания в дошкольном учреждении.
Адаптация
Автор: Терехова Наталья Николаевна   
27.03.2016 10:23

Адаптация детей к условиям пребывания в дошкольном учреждении.Адаптация детей к условиям пребывания в дошкольном учреждении.

С каждым годом в дошкольные учреждения приходит все большее количество детей, не подготовленных к посещению детского сада. В основном это дети, так называемых, «тревожных» родителей. Эти малыши не готовы к разлуке с близкими, не отучены от груди, от пустышки, не самостоятельны в режимных моментах.

В связи с этим я хочу поделиться опытом работы педагогов МКДОУ «Детский сад с. Валдгейм» по адаптации детей к условиям пребывания в дошкольном учреждении.

Программа «Дружная семейка»

Авторы – составители: воспитатель 1 категории Терехова Наталья Николаевна, воспитатель Марченко Татьяна Владимировна.

Пояснительная записка

Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

  • к отсутствию близких, родных людей
  • к соблюдению режим дня
  • к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

в результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Адаптация — процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое — все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

 

Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова, и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад- это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. Каждый маленький человек — это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают наши воспитатели, и поэтому, они много внимания уделяют самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в детском саду. С поступлением ребенка 2 -летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания. Исходя из этой проблемы, мы постарались сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненно. Была разработана программа по адаптации детей к детскому саду «Дружная семейка»

Предлагаемая программа «Дружная семейка» – адаптационная программа к условиям детского сада для детей 1,5-3 лет, учитывающая психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляющая собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.

Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Отличительной особенностью нашей программы является то, что наряду с правильно организованным педагогическим процессом ведется углубленная работа по оздоровлению детей в период адаптации. Этот компонент является одним из главных в этот период.

Программа адаптации рассчитана на 3 месяца (июнь, июль, август).

Цель программы – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображение
  • развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Работа с родителями в период адаптации детей направлена на:

  • оказание консультативной помощи по вопросам адаптации, воспитания детей раннего возраста
  • решение проблем адаптационного характера
  • создание комфортных условий пребывания ребенка в группе.

Она включает в себя следующие задачи:

  • ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса
  • подготовить ребенка к посещению детского сада.

Мероприятия:

  • родительские собрания
  • анкетирования
  • консультации
  • индивидуальные беседы с родителями по итогам дня

Предполагает результат программы «Дружная семейка»:

безболезненная адаптация детей к условиям детского сада.

По окончании периода адаптации все результаты обобщаются и оформляются в протоколе. Делается заключение об эффективности, проведенной работы.

Стратегия реализации программы

Каждый месяц представлен в виде тематической недели, в которой прослеживается интеграция совместной деятельности взрослого и ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год