Худоерко Оксана Петровна Воспитатель 2К МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей №71 «Дельфин» г.Сургут
Уважаемые Родители!
В период адаптации очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Следует помнить, что для малыша – это первый опыт, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду.
Что такое адаптация? Адаптация (социальная) – процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, приспособление организма к новым условиям социального существования. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное её течение необходимо обеспечить постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение и организовать этот период так, чтобы он прошел как можно легче для ребенка. Адаптационный период условно можно разделить на этапы:
• подготовительный, • основной, • заключительный.
Подготовительный этап. Скоро в детский сад. Привыкнуть к детскому саду не так - то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из “домашнего” в “ясельного”. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей – основная причина возникающего стресса. Теперь ребенка окружают незнакомые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал. Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным? Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми? Подготовительный этап следует начать за 1-2 месяца до поступления ребенка в детский сад. Важно в этот период сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. 1.Необходимо привести в соответствие домашний распорядок для ребенка с режимом дошкольного учреждения. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к четкому его выполнению. 2. Уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные мясные, овощные и молочные блюда (винегреты, салаты, творожные запеканки, пить чай с молоком, кофейный напиток, кисель, компот и прочее). 3. Сформировать элементарные навыки самостоятельности: владеть ложкой и чашкой во время приема пищи, стягивать носки с ног, дотягивать колготки с колен до бедра, снимать шапку, варежки, ботинки, но не надевать их, своевременно проситься на горшок и т.д. Ребенок, умеющий есть, одеваться, раздеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно сказывается на его самочувствии. 4. Учить детей самостоятельно играть, занять себя, выполнять несколько игровых действий. Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и ребенок подготовлен к приходу в дошкольное учреждение, наступает следующий этап – основной.
Основной этап. Первые впечатления и знакомства. Основной этап адаптационного периода начинается с прихода мамы в дошкольное учреждение и знакомства с будущими воспитателями. Она должна рассказать педагогам о своем ребенке: о его здоровье, характере, манере поведения, его привычках, любимых занятиях и т.д. Основная задача мамы – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя: “Какая добрая тетя! Видишь, как её любят дети! Она тебя тоже любит, ждет тебя!” Первое время ребенок в группе осматривается, привыкает к незнакомой обстановке. Здесь его не надо торопить, пусть привыкает к детям, наблюдает за их действиями, устанавливает первые контакты с детьми и воспитателем. Заключительный этап. Нам здесь нравится! Во время заключительного этапа адаптационного периода ребенок начинает посещать группу по 2-3 часа в день. Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь – сон. При первых появлениях негативных изменений можно подержать ребенка дома 2-3 дня, а потом опять привести его ненадолго в детский сад. Ребенка в спокойной обстановке кормят дома завтраком, после чего приводят в группу, где он со всеми играет, гуляет в течение 2-3 часов, а на обед и сон возвращается домой.
Заключительный этап. Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками, не плачет, находится в хорошем настроении. Длительность адаптации зависит так же и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома, и он рос человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем, сможет занять себя содержательной игрой, по мере сил обслужить себя, не будет чувствовать себя брошенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает к детскому саду в течение 10-12 дней. Адаптация проходит легко. Что должен уметь ребенок, чтобы успешно адаптироваться к детскому саду: 1. Уметь кушать ложкой и делать это в достаточном темпе, не отвлекаясь на посторонние предметы. 2. «Ходить» на унитаз и вытирать попу. Иногда, количество детей в группе более 20, поэтому надеяться на воспитательскую помощь во время посещения туалета не стоит. 3. Пить с чашки.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался: • Хороший аппетит • Спокойный сон • Охотное общение с другими детьми • Адекватная реакция на любое предложение воспитателя • Нормальное эмоциональное состояние.
|