Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Театральные игры как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста.
Адаптация
Автор: Аверкиева Наталья   
19.06.2015 16:22

Театральные игры как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста.Театральные игры как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые, но их всех объединяет, с нашей точки зрения одно — они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, интерес их однообразен. Как разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как научить их общаться в этом мире? Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств.

 

Скачать конспект

Однако именно игра помогает изменить, отношение к окружающим и к самому себе, а взятие на себя роли раскрывает в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет нам, воспитателям, в частности, через театрализованную деятельность, оказывать позитивное влияние на детей, давая им реальную возможность адаптироваться в детском коллективе.

Годы работы с детьми показали, что по инициативе детей театральные игры возникают редко, а если удается их наблюдать, то с выразительной, эмоциональной стороны они выглядит слабо, часто возникают конфликты в процессе игры, которые дети порой не могут разрешить самостоятельно.

Театральные игры рассматриваются как совокупность методик, построенных на применение театрализованного искусства, способного переконструировать негативную ситуацию с использованием креативных способностей детей, в своеобразной символической форме, выделив основные ее функции:

  • катарсистическую (очищение, освобождение, от негативных состояний)
  • регулятивную (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния)
  • коммуникативно-рефликсивную (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения).

Театральные игры, как один их методов преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего школьного возраста, включаются следую-щие разделы: этюды и упражнения на внимание, воображение, общение, словесное действие направленые на создание атмосферы существования в определённых предлагаемых обстоятельствах, игры в кукольный театр, иг-ры представления, народные, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые.

Большинство этих упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:

  • игрового самочувствия;
  • от простого к сложному;
  • от элементарного фантазирования к созданию образа. В любом упражнении и игре рекомендуется, кроме того, выделять

и фиксировать трехчастную структуру. Это поможет детям впоследствии освоить основной композиционный закон: начало — середина — конец. На языке драматургии это: завязка — кульминация — развязка.

Наиболее значимыми для преодоления коммуникативной дезадаптации в детском коллективе считаются игры и упражнения на сценическое оправдание, так как они позволяют объяснить, оправдать любую свою позу или действия нафантазированными причинами — предлагаемыми обстоятельствами.

Темы для таких маленьких спектаклей близки и понятны детям (Ссора. Обида. Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях, развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство. Просьба. Благодарность. Угощение). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость. Гнев. Грусть. Удивление. Страх). Такого рода упражнения являются эффективным средством социализации дошкольника. Уже на первом этапе у детей развивается чувство партнерства. Освоив способы позитивного взаимодействия, они становятся активнее в общении, разговорчивее, постепенно взаимоотношения между детьми строятся на основе доверия, взаимопонимания.

Театральные игры служат важнейшим средством для развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, так как в основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях находить адекватные способы воздействия.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат народные игры и русские народные сказки, так как они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка. Игры в музыкальном сопровождении «Каравай», «Яблонька» «Галка», «Заинька»; игры народного календаря; весенние игры; святочные игры; колядки; виды весенних хороводов «змейка», «улитка»; игры народов мира например, музыкальные французские игры-песни «Сорву я розу», «Мы сажали капусту» и др. приобщают детей к игровой копилке традиционной народной культуры, развитию интереса к изучению народных традиций. В свою очередь с социально-педагогической точки зрения сказки выполняют развивающую терапевтическую функцию, поскольку имеют психотерапевтический эффект,

Первым помощником в преодолении коммуникативной дезадаптации ребенка, в период освоения им норм и правил поведения, а так же взаимоотношения в кругу взрослых и детей, могут стать персонажи кукольного театра (куклотерапия). Дети с удовольствием берут их в руки и от их лица рассказывают о своих мыслях, чувствах с помощью куклы они выражают и регулируют собственные переживания, а порой и агрессию. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.

Занятия по предмету «Театральные игры» строятся по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения
  • театральные игры в разных формах, где педагог и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, строить взаимоотношения на основе сотрудничества к взаимной договоренности, ощущая общую ответственность за судьбу детского коллектива
  • эмоциональное заключение, которое обеспечивает успешность театрализованной деятельности.

Плодотворная работа с детьми вовлекла и родителей в этот волшебный мир сказок и перевоплощений. Они по-новому взглянули на своего ребенка, его возможности и таланты, общение с ним. Активное участие в выставках «Умелые руки не знают скуки», конкурсе «Театр куклы», постановке спектаклей «Гуси-лебеди», «Как |победили Кощея и спасли Красоту», показало, что родители творчески с интересом подходят к данной деятельности.

Такой подход подводит к творческому сотрудничеству, устраняется отчужденность, решаются многие педагогические проблемы, связанные с общением и взаимодействием между родителем, педагогом и ребенком.

Проведенная работа дала возможность проследить тенденцию роста навыков общения ребенка со сверстниками, взрослыми:

  • дети научились социальной компетентности, связывающей с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций способов общения и поведения
  • сформировались знания об эмоциональном мире человека
  • у детей развились организаторские умения и навыки, они стали более уверенны в себе, научились преодолевать робость, сопереживать
  • речь детей стала связной, выразительной, эмоциональной, расширился их словарный запас
  • совершенствовались формы, виды и средства общения, сложились и осознанные непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, что помогло им адаптироваться в коллективе сверстников.

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №5 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА ЛИВНЫ Музыкальный руководитель: Аверкиева Н.И

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год