Организация работы группы кратковременного пребывания. Адаптируемся вместе. |
Адаптация | |||
Автор: Попова Елена | |||
04.03.2015 19:12 | |||
Организация работы группы кратковременного пребывания. Адаптируемся вместе. Мы мечтаем о том, чтобы каждый ребенок проявлял инициативу и творческий подход, больше задавал вопросов и становился любознательным, вежливым, внимательным к людям, чутким к природе и восприимчивым к искусству, чтобы чаще смеялся, был счастлив. И нам важно, чтобы дети не просто коротали время в отсутствие родителей среди разнообразных игр и игрушек, а имели возможность для всестороннего развития, социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что способствует ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения. Для реализации этих целей необходимо решить основные задачи:
В соответствии с поставленными задачами мы определяем основное содержание образовательного процесса в нашей группе. Педагог, находящийся с детьми, создает теплую атмосферу, направляет игры детей, помогает решать возникающие конфликты, вовлекает в творчество и познание. Большое внимание уделяется игре детей. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Игре невозможно задать рамки «программы». Содержание игры определяется самими детьми и иногда бывает совершенно неожиданным. Игра по заранее разработанной программе теряет основной смысл и перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова. Если родители хотят, чтобы их дети также проводили время на улице, будут организованы прогулки. На них мы будем наблюдать за явлениями природы, растительным и животным миром нашего сада, экспериментировать и, конечно же, играть в разные подвижные и спортивные игры. Игры и занятия для детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. Сухомлинский Каждое занятие мы стараемся начинать с игры-забавы. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. В играх-забавах, полностью отсутствуют сухой дидактизм и назидательность. Например, малышей приглашает в группу весёлый котёнок (кукла би-ба-бо), им предлагают послушать и посмотреть на фланелеграфе любимую сказку, покружиться в хороводе, или побегать под рифмованный текст. Игровые действия всегда связаны с движением и не обременяют ребят сидением на одном месте. Одним из главных условий проведения всех предлагаемых игр является добровольность участия детей. Не беда, если не все сразу включатся в игру. Обычно младшие дети (1-2 лет) не включаются в общую игру, и первое время стоят в стороне. Не стоит торопить их втягивать в общий круг. Какое-то время ассистент может позаниматься с ними индивидуально — и игрушками или без них. Однако, такое пассивное пребывание в группе для малышей вовсе не бесполезное занятие. Наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным для них. Вскоре у них наверняка возникнет желание включиться в общую игру. Постепенно все дети группы втянутся в игру и станут ее участниками. Перейдём теперь к описанию разных видов игр. Хороводные игры Многие хороводные игры, представленные в пособии, созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Однако, они упрощены, сокращены и адаптированы для детей раннего возраста. Хороводные игры очень полезны для малышей. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать содержание игры, что облегчает выполнение действий. В представленных хороводных играх малыши действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом ходить за ручку по кругу, и ориентироваться на пространственные условия движений. Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания. Козлик Мы предлагает детям встать в круг, руки поднять вверх к голове, пальчики, кроме указательных, собрать в кулачок (сделать рожки), повернуться лицом в круг, опустить головы вниз и под рифмованный текст повторять за ним следующие забавные движения. Слова Движения Идет козел рогатый, рогатый, Вот они ребятки, ребятки, Ме-Ме-Ме. Изображая рогатого козла, взрослый поворачивает голову, как будто ищет своих козлят. Дети держат рожки из указательных пальцев на голове. Ребята опускают ручки, делают рожки на обеих руках указательным пальцем и мизинцем. Дети вместе со взрослым топают ногами и хлопают руками. Все вытягивают шею вперед. «Мы по лесу идем» Тихо: «Ау-ау-ау!» (Можно в тексте менять слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лисичку позовем»). Игры с простыми правилами Более сложными для малышей являются игры с простыми правилами. Детям раннего возраста трудно выполнять правила действий. Но в игре овладение правилом происходит легко и естественно. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. Выполнение правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка. Во многих играх правила как бы заключены в роли. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, ребята учатся незаметно для себя контролировать и регулировать своё поведение. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят к творческой самостоятельной игре, что особенно важно в раннем возрасте. Чередование подвижных игр-забав и спокойных занятий соответствует интересам малышей. «Я по полю шла» Дети стоят свободно. Взрослый предлагает одному из детей взять в руки 2 камушка разного цвета (например, розовый и голубой). На слова: «я по полю шла (шёл) и два камушка нашла (нашёл), розовый и голубой (взрослый помогает ребенку ходить между детьми. На слова: «Угадай-ка, где какой?», ведущий ребенок подходит к одному из детей и предлагает угадать цвет камушка. В этом возрасте детям важен процесс игры, поэтому на цвет они внимания обращают мало, берут камушки и начинают играть по очереди. «Гуси» (упрощенный вариант) Дети стоят стайкой в одном конце зала или игровой площадки, на другом конце лежат обручи или начерчен круг (домики). Взрослый произносит слова: «Гуси, гуси» Дети – «Га-га-га», взрослый – «Есть хотите?» Дети – «Да, да, да» Взрослый – «Так летите же скорей! Дети – «Серый волк озорной, не пускает нас домой!» Волк сидит между детьми и домиками (в середине зала), ловит детей на слова: «Не пускает нас домой» «Солнышко и тучка» Взрослый произносит известные стихи В. Маяковского: «Дождь покапал и прошел, солнце в целом свете, это очень хорошо и большим и детям!» Затем взрослый предлагает детям «понарошку»:
Затем взрослый произносит слова: «Тучка черная летит, ветер дует и свистит, дождь бежит на длинной ножке, убегайте детки – крошки» Дети бегут под зонтик, а потом снова выбегают на солнышко и гуляют. «Воронята» Дети-воронята сидят на стульчике, расставленные полукругом. Дети «спят» (закрываю глазки, склонив голову на руки со сложенными ладошками. Взрослый говорит: — «Воронята крепко спят, все по гнездышкам сидят, а проснуться на заре, будут каркать во дворе» «Воронята» просыпаются, машут крыльями, кричат «кар-кар-кар», затем «летают» — бегают по комнате, размахивая разведенными в стороны руками – «крыльями». Взрослый: — «Полетели – полетели, воронята полетели «Кар, кар», Вышла тетя на дорожку, воронятам сыплет крошки (выходит на середину и «сыплет» крошки). «Воронята» садятся на корточки и «клюют» (стучат пальчиками по полу) – тук, тук, тук «Тузик по двору гулял, вороняток испугал (берет игрушку – собачку и догоняет убегающих детей «воронят»). Музыкальные игры «Только музыка имеет силу формировать характер… При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства». (Аристотель) Приобщение детей к музыке — один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Дмитрий Шостакович в беседе с молодежью сказал: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Маленькие дети особенно отзывчивы на интонацию, мелодию, ритм. Поэтому введение музыкальных моментов в их игры делает игру более привлекательной и развивает ценные качества ребёнка: чувство ритма, эстетические качества, эмоциональность, чувство общности с другими детьми. Игры, приведённые в этом разделе не ставят своей задачей музыкальное развитие детей, поэтому не так уж важно насколько правильно и хорошо поёт ведущий. Но очень важно комплексное и разнообразное воздействие на ребёнка, в котором сочетаются движение, музыка, текст, и какой-либо простой, доступный малышам сюжет. Остановимся на конкретных вариантах музыкальных игр, доступных детям раннего возраста. «Пирожки» Дети сидят на стульчике, взрослый — напротив. Взрослый предлагает детям положить ладошку на ладошку и под простую песенку выполнять соответствующие движения. «Я пену, пеку, пеку, деткам всем по пирожку, а для милой мамочки испеку два пряничка (дети поворачивают кисти рук то одной, то другой ладошкой вверх), кушай, кушай мамочка вкусные два пряничка, а ребяток приглашу, пирожками угощу (затем вытягивают руки вперед, предлагают попробовать прянички и пирожки) «Сели заиньки в кружок» Взрослый вместе с детьми садится на корточках и поет следующую простую песенку: Сели заиньки в кружок, роют лапкой корешок, вот такие зайки, зайки – побегайки – 2 раза. Тут бежит лисичка — рыжая сестричка (лисичку изображает второй взрослый или образная игрушка). При этих словах дети поднимают головы, и делают ушки руками (поднимают ручки над головой) Лисичка спрашивает: «Где же, где же зайки?» Взрослый-ведущий при этом говорит: «Зайки – убегайте!» Ребята разбегаются от лисички в разные стороны, а лисичка их пытается догнать. Когда дети соберутся вместе, игру можно повторить. «Листочек» Детям раздаются листочки из бумаги разного цвета, предлагается встать, кто как хочет. Взрослый напевает слова и выполняет движения вместе с детьми. Закачался надо мной мой листочек золотой (качаем листочками в разные стороны над головой) Листики, листки Вот какие листики Тут подул вдруг ветерок, Закружился мой листок Листики, листки Вот какие листики (все выполняют круговые движения, крутятся вокруг себя и бросают листочки под ноги) Дети поднимают листочки, игра повторяется Взрослый говорит – вот как много листочков в конце игры упало на дорожку, давайте их соберем в красивый букет «Паровозик» В этой игре создаётся образ паровозика, состоящий из вагончиков-детей. Впереди всех вагончиков – паровоз (взрослый). В начале игры можно использовать дудочку (гудок паровоза) или издать звук голосом: Ту-Ту-Ту-у-у-у, чу-чух-чух Детям предлагается встать друг за другом, идти за взрослым, держась за плечи или за веревочку. Когда все дети встали, взрослый начинает петь и медленно продвигаться по комнате (площадке). Дети могут подпевать. Вот поезд наш едет, колеса стучат, А в поезде нашем ребятки сидят. Чу- Чу, Чу- Чу, Чу- Чу, Бежит паровоз далеко, далеко, ребят он повез. Но вот остановка. Давайте слезать, Кто хочет, ребята, пойдёмте гулять! Взрослый объявляет остановку, например, «Луговая» и предлагает ребятам погулять Дети выходят из вагончиков, «собирают цветы», предварительно разложенные на полу или играют с бабочками, сажая их на цветок того же цвета, что и бабочка (закрепление знаний цвета) или найти цветок того же цвета. Затем вновь раздается гудок: — Ту-Ту-Ту-у-у-у Дети быстро «садятся» в поезд. Взрослый поет ту же песенку. Затем объявляет остановку, например, «Спортивная». Детям предлагается встать в круги совершить несколько спортивных упражнений – приседаний, движений руками в стороны, вверх и пр. Названия остановок и соответствующие движения могут быть какими угодно, например, «художественная мастерская» (рисуем, лепим, конструируем; «песочная» – играем с песком, бассейн — игры с водой и т.д. На занятиях широко используются наглядные методы (показ предметов, образца, способов действия); словесные (вопросы, указания, объяснения); игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, в виду особенности восприятия детей данного возраста рассказ воспитателя используется редко. Изобразительная деятельность «Творчество — особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение» (С. Моэм) Самостоятельная изобразительная деятельность ещё мало доступна детям до 3-х лет. Вместе с тем малыши с большим удовольствием рисуют, лепят, делают аппликации. Эти занятия чрезвычайно полезны, поскольку развивают сосредоточенность, произвольное внимание, целенаправленность, сенсорику и моторику. Создание своего продукта (рисунка, фигурки, аппликации), приносит ребёнку уверенность в себе, чувство собственной компетентности и ни с чем несравнимое удовлетворение. Поэтому использование изобразительной деятельности на занятиях очень, полезно и целесообразно. Вместе с тем изобразительная деятельность детей раннего возраста имеет свою специфику, которая заключается, прежде всего, в том, что она происходит только вместе со взрослым. Взрослый предлагает малышам «заготовку», представляющую собой контурное изображение объекта, или отдельные детали будущей аппликации. Задача ребёнка заключается в том, чтобы наклеить или дорисовать отсутствующие детали. При этом у него возникает ощущение, что автором произведения является он сам. Приведём некоторые варианты занятий изобразительной деятельностью с маленькими детьми. Следует подчеркнуть, что в этих занятиях нередко используются разные техники, например, рисование, сочетается и с аппликацией, и с лепкой. Одним из вариантов изобразительной деятельности, доступных для детей раннего возраста, является плоскостное конструирование, т.е. создание изображений на плоскости (желательно на фланелеграфе) с помощью разнообразных геометрических фигур. Заключение Группы кратковременного пребывания помогают маме и малышу привыкнуть к условиям в детском саду, адаптироваться к коллективу, режиму дня и правилам дошкольного учреждения, и в дальнейшем они с большим удовольствием посещают детский сад. Мы мечтаем о том, чтобы каждый ребенок проявлял инициативу и творческий подход, больше задавал вопросов и становился любознательным, вежливым, внимательным к людям, чутким к природе и восприимчивым к искусству, чтобы чаще смеялся, был счастлив. Поэтому весь воспитательно-образовательный процесс в группе строится с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка, включает в себя разнообразные формы совместной деятельности как взрослого с детьми, так и самих детей. Источник:
4.
|