Адаптация младших дошкольников в ДОУ |
Адаптация | |||
Автор: Елена Плаксина | |||
01.11.2014 19:08 | |||
С чего начинается социализация маленького ребенка? В первую очередь с семьи. Но по-настоящему это происходит, когда малыш поступает в детский сад. Именно там он учится общаться с незнакомыми людьми — взрослыми и детьми, усваивает нормы и правила поведения, учится жить в обществе. От того, как пройдет привыкание дошкольника к новым условиям, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье. К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки. Эмоциональная реакция родителей на поведение ребенка в этот период часто усугубляет ситуацию. Из-за того, что они сами не знают, как лучше поступить, мама с папой не могут помочь своему малышу. Для каждой семьи острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. В связи с этим говорят о трех вариантах адаптации : - легкая адаптация — поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней; - адаптация средней тяжести — в течение месяца; -тяжелая адаптация — требуется от 2 до 6 месяцев. Для того чтобы адаптация прошла легко, а также с целью значительного снижения эмоциональной напряженности, мы работаем по такой схеме с будущими воспитанниками. Работа начинается в момент когда родители пришли в ДОУ зарегистрировать заявление . При первом посещении родителей ДОУ воспитатель группы раннего возраста проводит консультации . Цель консультаций — оказать посильную помощь родителям в воспитании малышей, повысить их педагогическую компетентность. Особое внимание обращается на исследование развития таких социальных навыков ребенка, как: ·уверенность в себе; ·самостоятельность, инициативность; · способность устанавливать и поддерживать отношения со взрослым; ·эмоциональная чувствительность; ■усвоенные простейшие нормы и правила поведения. · дают ли родители ребенку в первые минуты пребывания в незнакомом месте осмотреться или сразу пытаются вовлечь его во что-либо, например обращая его внимание на игрушки или детали интерьера; · заботятся ли родители о самочувствии ребенка во время пребывания в кабинете; ·доверяют ли родители ребенку; ·сильно ли опекают; ·жестко ли контролируют; ·поддерживают ли детскую инициативу или подавляют; · рассказывая о ребенке, говорит "мы" вместо "он", например, "мы умеем самостоятельно одеваться"; ·легко ли родители вступают в контакт; · доверяют ли родители ребенка специалисту или пытаются контролировать ситуацию общения с ним; ·откровенны ли родители; ·насколько родители готовы к сотрудничеству; · соглашаются ли они со всем или умеют отстаивать свои интересы и точку зрения. Встреча с родителями начинается с непродолжительной беседы. Выясняются причины оформления ребенка в детский сад; исследуются родительские ожидания, связанные с этим; их осознание того, насколько высока вероятность реализации этих ожиданий и от кого это зависит; от кого зависит благополучие ребенка в детском саду; чего родители опасаются и как они могут справиться со своей тревогой; в чем может заключаться родительская помощь ребенку на начальном этапе вхождения в новую среду. Параллельно с беседой воспитатель наблюдает за малышом. Важно обратить внимание на родителей. Чаще тревогу испытывают дети, родители которых сами очень взволнованны, иногда до такой степени, что не замечают эмоционального состояния малыша и не могут его ободрить. Обычно в этом случае проясняются родительские опасения, волнения. Важно помнить, что снижение волнения у родителей благотворно сказывается на ребенке. По результатам беседы с родителями и наблюдения за поведением ребенка воспитатель делает вывод о том, как лучше организовать переход от семейного воспитания к общественному. Мы проводим общее собрание для всех родителей будущих воспитанников нашего детского сада. На нем заведующий ДОУ и воспитатель знакомят мам и пап с правилами, требованиями нашего учреждения, образовательной программой. Также семьям даются конкретные рекомендации, как подготовить малыша к детскому саду. Кроме того, мы знакомим их с разными вариантами адаптации детей к ДОУ и в соответствии с этим с различными вариантами введения ребенка в группу. Так, дети, адаптация которых будет протекать легко, достаточно быстро переводятся на пребывание в детском саду на целый день. Они легко осваиваются, остаются на тихий час, у них быстро восстанавливается аппетит. Родителям, у чьих детей спрогнозирована адаптация средней тяжести, рекомендуется некоторое время находиться в группе детского сада вместе с ребенком: сначала небольшой промежуток времени (час или чуть больше), который потом увеличивается. Когда он уже освоится, станет доверять педагогам, мама может постепенно сокращать время пребывания в непосредственной близости от малыша. Если первые дни она играла вместе с ним, то через некоторое время она просто находится в группе, в поле зрения ребенка, но не рядом с ним — например, сидит в сторонке, наблюдает за ним. Потом мама может на некоторое время удаляться из группы, увеличивая этот промежуток времени. И, наконец, наступает день, когда она приводит ребенка в группу и оставляет его там. Труднее всего мамам малышей с тяжелой степенью адаптации. Дети отказываются от еды, плачут. Поэтому период родительского присутствия удлиняется, а ежедневный промежуток времени нахождения в детском саду укорачивается. В таком случае необходима помощь воспитателей группы. Воспитатель ежедневно наблюдает за психоэмоциональным состоянием детей, с которыми проводит игровые занятия и игры невысокой подвижности. Параллельно с этим отслеживаются дошкольники с трудностями в общении и повышенным уровнем тревожности. С ними и с их родителями в дальнейшем планируется индивидуальная, более глубокая работа. Родители вновь поступивших воспитанников приглашаются на консультации. Здесь они делятся трудностями в прохождении их ребенком периода адаптации и его воспитании. Воспитатель дает рекомендации, совместно с родителями вырабатывает стратегию поведения в том или ином случае и методы воспитания ребенка. В группе раннего возраста в период адаптации на стенде вывешивается информация с рекомендациями, как научиться расставаться с малышом, общаться с ним в этот период (например, чего не стоит ему говорить).
В сентябре проводится родительское собрание в группе раннего возраста. Как правило, это вводное собрание, где обсуждается, насколько легко или сложно ребята адаптировались к условиям дошкольного учреждения
|