Задачи: 1. Познакомить детей с песенным репертуаром военных лет 2. Дать представления о том, что песня в суровые годы войны была для солдат постоянным спутником, вела их к Победе, сопровождала в нелёгкие времена. 3. Воспитывать уважение к подвигу советских людей. Предварительная работа: разучивание песни « Священная война», « День Победы»; танцевальной композиции под песню « Синенький платочек», сценки под песню « Тёмная ночь», танца под песню « Смуглянка» « Майский вальс») Ход занятия: Занятие начинается перезвоном Кремлевских курантов. На фоне курантов звучит голос диктора: « Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского союза!» Голос Левитана (запись) о начале войны. Исполняется первый куплет песни «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача).
Воспитатель: 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Мирный труд людей был прерван. Наш народ вступил в смертельную схватку со злейшим врагом человечества – германским фашизмом. Наступил новый период в жизни нашего государства – период Великой Отечественной войны. Наши войска уходили на фронт и провожали их не только близкие люди, но и патриотические песни. Песня военных лет... Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам до самой Победы. Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить. Сколько их, прекрасных и незабываемых песен военных лет. И у каждой своя история, своя судьба… Звучит фонограмма 1-го куплета и припева песни "Священная война". пели "Священную войну" для уходящих на фронт бойцов, и все испытывали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды. Солдаты, сидевшие на деревянных сундуках..., вдруг встали после первого куплета "Священной войны" и в наступившей тишине, стоя, слушали песню… Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтобы увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери или жены. Вновь и вновь, пять раз подряд пел ансамбль "Священную войну". Так начался путь песни, славный и долгий. С этого дня песню пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. Давайте и мы с вами исполним один куплет этой песни. ( дети под аккомпанемент музыкального руководителя исполняют 1 куплет и припев песни). То грустная, то вольная, как ветер, То грозная, зовущая на бой, Подруга-песня! Нет нигде на свете Другой такой подруги дорогой. Я уходил от берега родного, И смерть, и подвиг видел я в бою, И мне открылось песенное слово. И отдал бою песню я свою. В ее словах душа народа бьется, В ней мать поет о сыне на морях, В ней всё… В ней подвиг, удаль краснофлотца, И молодость, окрепшая в боях. Война... Страшное, жестокое время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа. До песен ли в такое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны. Зимой 1941-42 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня. Рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой. В хмурые вечера во время короткого отдыха между боями солдаты потихоньку пели эту душевную песню. Хор исполняет песню "В землянке" (сл. А. Суркова, муз. К. Листова). Песня действительно родилась в "белоснежных полях под Москвой" в ноябре 1941 года во время оборонительных сражений за столицу "Землянка", подобно другим лучшим песням военной поры, стала народной песней. Что может быть страшнее, чем война? Лишь слезы да страдания несет она. И счастье разбивает у людей, Любимых разлучая и друзей. Подвиг мужества и любви совершили в годы войны русские женщины: солдатские жены и матери. Наши доблестные воины защищая нашу Родину всегда знали, что дома их ждут матери, жёны, дети и именно своим близким посвящали они песни. ( звучит песня « Тёмная ночь», группа детей исполняют сценку по сюжету песни) ( дальше детьми исполняется сценка. Мальчик с гармошкой выходит и садиться на стульчик. Ребёнок Только взял боец трехрядку Сразу видно – гармонист. Для начала, для порядку Кинул пальцы сверху вниз И от той гармошки старой, Что осталась сиротой, Как-то вдруг теплее стало На дороге фронтовой. Обогреться, потолкаться К гармонисту все идут Обступают - Стойте, братцы, Дайте на руки подуть. Девочка- санитарка Отморозил парень пальцы Надо помощь скорую Мальчик Знаешь, брось ты эти вальсы Дай-ка ту, которую И пошел, пошел работать, Наступая и грозя, Да как выдумает что-то Что и высказать нельзя. Девочка Кто сказал, что нужно бросить Песни на войне После боя сердце просит Музыку вдвойне. ( дети под песню « Смуглянка» исполняют танец- польку) ( по окончании танца дети садятся на стулья) воспитатель: да, тяжело было солдатам на войне, в жестоких боях, но всё же они никогда не теряли надежду на победу, умели отдыхать и веселиться. Воспитатель: День Победы- это праздник, со слезами на глазах. Труден был путь к Победе, Жесток был смертельный бой, Но просчитались фашисты, Не сломлен народ войной! Как с ревом рвались танки в бой, Свистели снаряды, ракеты, Пугали расправой мирных людей - Нельзя нам вовек позабыть об этом Звучит песня « Майский вальс»- дети танцуют вальс. Воспитатель: Вот так на сегодняшнем занятии мы услышали много фронтовых песен, все они такие проникновенные, грустные и забавные- они разные, они были и остаются спутниками солдат на их трудном пути. Давайте же не забывать эти чудесные песни и отдадим им дань уважения. 1-й ребёнок :Какие песни фронтовые Минувшей созданы войной! В них чувства трепетно-живые Встают безудержной волной. 2-й ребёнок:Она сильна, ей правды хватит Еще на много лет вперед, – Она и нас с собой подхватит, На самый гребень вознесет. 3-й ребёнок :И словно трепетное чудо В себе услышав, осознав, Что мы – причастны, мы – оттуда, Где клен зеленый раскудряв, Где синий видится платочек, Где соловьи поют порой, Где каждый Вася-Василечек Не просто парень, а герой… 4-ый ребёнок:И надо всем – как в поднебесье, Посмотришь – Родина видна, Что и для тех, из давней песни, И для поющих нас – одна. Н. Веселовская
Макович Елена Николаевна Воспитатель МБДОУ д/с «Ромашка» пгт Усть – Абакан
|