Проектная деятельность как оптимальная форма формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории и традициях праздника Победы |
День Победы - 9 Мая | |||
Автор: Верхозина И.М., Ковешникова Н.Г., Стагнеева Е.Л., Николаева Н.А. | |||
27.10.2016 18:46 | |||
Проектная деятельность как оптимальная форма формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории и традициях праздника Победы Авторы:
МБУ «Школа №86» структурное подразделение Детский сад «Веста» г.о. Тольятти Актуальность темы. Наш информационный век требует от педагога сочетания традиционных методов обучения и современных технологий при организации образовательного процесса, а также высокого уровня информационно-компьютерной компетентности. В настоящее время педагоги сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности дошкольников во время образовательной деятельности. Интерактивные технологии, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В современном мире все чаще нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Дети не чувствуют поддержки и интереса родителей, мало знают о празднике Победы, почему он существует и чему посвящен. Дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев-победителей в Великой Отечественной Войне. Одновременно, тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна. Принцип событийности комплексно-тематического планирования образовательной деятельности в ДОУ позволяет уделить достаточное количество времени работе с детьми по данной теме. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких. Учитывая вышесказанное, считаем важным и актуальным использование современных интерактивных технологий при формировании основ патриотизма с детьми, начиная с дошкольного возраста. Проектная деятельность, на наш взгляд является одной из оптимальных форм построения модели взаимодействия, посредством которой можно объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса, для решения основной задачи — формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории и традициях праздника Победы. Противоречия. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в дошкольных организациях является инновационная деятельность с помощью интерактивных компьютерных технологий. При этом формирование основ патриотизма имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребенка. В тоже время, со стороны семьи, родителей дети зачастую не чувствуют поддержки, желания воспитывать в них патриотические чувства. Одной из причин, данного противоречия, на наш взгляд является потеря актуальности системы патриотического воспитания в конце 80-х годов XX века. Следовательно, поколение родителей выросло за тот период, когда традиционная система практически исчезла из образования и одновременно изменилась социально-экономическая ситуация в России, ее культурные традиции и нравственные ценности. Таким образом, деятельность дошкольного учреждения должна быть направлена на все возрастные категории, в частности на детей и их родителей. Только при таком интерактивном подходе параллельного взаимодействия возможно осуществление патриотического воспитания дошкольников. Из всего вышесказанного нами была сформулирована проблема-гипотеза – современные дети дошкольного возраста мало знают о празднике Победы и не ощущают поддержки и интереса со стороны родителей. Для всестороннего взгляда на проблему мы применили систему вопросов-ответов для уточнения формулировки проблемы.
Учитывая актуальность данной темы и обоснованность применения данной технологии, нами был задуман и реализован в 2015-16 учебном году проект «Этот день мы приближали, как могли» в МБУ «Школа №86» структурное подразделение Детский сад «Веста», г.о. Тольятти. Данный проект длительный – его реализация заняла практически весь учебный год (с октября по апрель). Участники – воспитанники подготовительной группы (30 человек – 100%) и их родители. Руководили проектной деятельностью – воспитатели данной группы Ковешникова Н.Г., Стагнеева Е.Л., старший воспитатель Верхозина И.М. и педагог-психолог учреждения Николаева Н.А. Перед участниками стояли, следующие цель и задачи проекта: Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста представление об истории праздника Победы и его традициях посредством интерактивных технологий. Задача 1. Выявить уровень представлений старших дошкольников о государственном празднике «День Победы». Задача 2. Разработать и реализовать механизм внедрения интерактивных технологий, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о государственном празднике «День Победы». Задача 3. Определить возможные достижения детей, в результате реализации разработанного механизма (мониторинг). Команда проекта Ребенок. Интерес может варьироваться от положительного до отрицательного в зависимости от степени включенности родителей, индивидуальных особенностей и т.д.; степень заинтересованности – средняя. Педагог и родитель. Интерес ярко выражен и степень заинтересованности высокая (исключение составляют пассивные родители). Схема обязанностей команды проекта Участник проекта: Педагог – организатор, руководитель. Обязанности: Мотивация детей и родителей к будущей деятельности, распределение ролей и обязанностей участников проекта, организация различных видов деятельности, в том числе с использованием интерактивных технологий. Участник проекта: Ребенок – активный исполнитель. Обязанности: Выполнение деятельности в соответствии с поставленными задачами. Участник проекта: Родитель – Помощник. Обязанности: Помощь в организации проектной деятельности, в использовании интерактивных компьютерных технологий, взаимодействие с педагогами и детьми. Этапы работы по проекту и функционал участников. 1. Подготовительный. Педагог – Распределение ролей для участников проекта. Формирование проектной группы. Конкретизация тематического поля. Определение проблемы. Ребенок – Предложение темы. Анализ проблемы. Сбор и изучение информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта. Родитель – Поиск и анализ информации. Помощь в анализе проблемы и сборе информации детьми. 2. Основной. Педагог – Текущий контроль качества. Ребенок – Выполнение запланированных технологических операций. Родитель – Помощь и поддержка в выполнении запланированных действий. 3. Контрольный. Педагог – Анализ выполнения результатов проекта. Оценка качества выполнения проекта. Ребенок – Подготовка презентационных материалов. Презентация проекта. Родитель – Помощь в подготовке выполнения презентации. Изучение возможностей использования результатов проекта. Ожидаемый результат от реализации проекта – сформированное у детей старшего дошкольного возраста представление об истории праздника Победы и его традициях. Критерий 1. Дети знают об истории праздника «День Победы», его традициях. Критерий 2. Дети знают о ветеранах и об их вкладе в победу. Критерий 3. Дети участвуют в досуговой, интерактивной деятельности, посвященной Дню Победы. Критерий 4. Дети применяют полученные знания в игровой и двигательной деятельности. Критерий 5. Дети отражают тематику в продуктивной деятельности. Область рисков, влияющих на реализацию проекта и план работы с ними. Риск 1. Родители (осознанно или неосознанно) не знающие и/или не умеющие духовно — нравственно ориентировать детей. Выход: Просветительская работа (консультации, буклеты, статьи, сайт ДОУ, открытая интерактивная студия). Участие в совместной деятельности. Риск 2. Дети, не заинтересованные в изучении темы. Выход: Совместная деятельность педагогов с детьми, поддерживающая мотивацию. Совместные экскурсии и походы педагогов, родителей и детей. Интерактивные методы взаимодействия. Риск 3. Недостаточная материальная база. Выход: Взаимодействие с администрацией и семьями для приобретения необходимых материалов и атрибутов. Риск 4. Педагоги (осознанно или неосознанно) не знающие и/или не умеющие духовно-нравственно ориентировать детей. Выход: Обучение, просвещение, профилактика эмоционального выгорания (тренинги, психологические акции). Реализация проекта Для реализации проекта были проведены следующие мероприятия в соответствии с поставленными задачами: Задача 1. Выявить уровень представлений старших дошкольников о государственном празднике «День Победы». Реализованные мероприятия:
Результаты входящего мониторинга (30 чел. – 100%) Количество детей, имеющих представление об истории праздника Победы и его традициях у детей старшего дошкольного возраста:
На подготовительном этапе реализации проекта большинство детей старшего дошкольного возраста имело низкий уровень представления об истории праздника Победы и его традициях. Задача 2. Разработать и реализовать механизм внедрения интерактивных технологий, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о государственном празднике «День Победы». Мероприятия для реализации данной задачи:
Задача 3. Определить возможные достижения детей, в результате реализации разработанного механизма (мониторинг). Мероприятия для реализации данной задачи:
Результаты заключительного мониторинга (30 чел. – 100%) Количество детей старшего дошкольного возраста, имеющих сформированное представление об истории праздника Победы и его традициях:
Результат-эффект реализации проекта – большинство детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень представлений об истории праздника Победы и его традициях. Таким образом, завершив проект «Этот день мы приближали, как могли» мы подвели итоги нашей совместной деятельности, и пришли к следующим выводам. Во-первых, гипотеза нашла свое подтверждение. А именно – современные дети дошкольного возраста мало знают о празднике Победы и не ощущают поддержки и интереса со стороны родителей. Вследствие этого происходит постепенное нарушение традиций, преемственности поколений, искажаются представления о патриотизме, нравственности и морали. Во-вторых, проектная деятельность с использованием интерактивных технологий действительно является одной из оптимальных форм взаимодействия, посредством которой можно объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса, для решения задачи –формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об истории и традициях праздника Победы. По итогам реализации проекта и анализа результатов мы с большой долей вероятности предполагаем, что все участники проекта пополнили свои знания об истории праздника, его традициях, о ветеранах и их вкладе в Победу. Дошкольники стали активно применять полученные знания в игровой и двигательной деятельности, а так же отражают тематику в продуктивных видах деятельности. При этом наблюдался эмоционально положительный настрой родителей, что является с большой долей вероятности составляющей успеха и реализации желания воспитывать патриотические чувства детей и взаимодействовать с дошкольной организацией. Родители и дети стали больше времени уделять совместному времяпрепровождению, а так же получили положительный опыт публичных выступлений. И самое главная ценность проекта, это осознание того, что воспитание ребенка – очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, влияет на формирование его личности. Но самой большой силой и мощью обладает историческая память.
|