Лазарева Ирина Михайловна воспитатель IКК МБДОУ детский сад № 25 «Забава» г. Бугульма Бугульминского муниципального района РТ
Образовательная область «Познание»: - систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне, полу-ченные во время экскурсий, бесед, просмотра видеоматериалов и чтения художественной литературы. Образовательная область «Социализация»: - воспитывать чувство уважения и благодарности к тем, кто принес победу нашему народу; - воспитывать чувство гордости за свой город и его жителей, сохранивших память о знаменательном прошлом. Образовательная область «Художественное творчество» - развивать творческое воображение через конструктивную деятельность.
Образовательная область «Коммуникация»
Словарная работа. Активизировать использование в речи детей слов военной тематики: «танковые войска», «морской флот», «танкисты», «герои».
Предварительная работа. Серия экскурсий к памятникам города, разучивание стихотворений, знакомство с биографиями бугульминцев, героев Великой Отечественной войны, рассматривание фотографий с памятниками павшим в других городах, чтение произведений на военную тематику. Объяснение значения слов «экспозиция», «дзот».
Структура: Открытое мероприятие с элементами продуктивной деятельности
Организация: Занятие проводится в форме поэтапного оформления стендов детьми (заранее приготовленных воспитателем) в сопровождении бесед, стихотворений, выполнения ряда заданий. Методические приемы: Художественное слово, беседа, самостоятельная творческая деятельность детей, показ фотографий, использование ТСО.
Материалы: Заранее подготовленные стенды, цифры, «разрезные картинки», таблички с фамилиями героев Великой Отечественной войны и городов-героев, фотографии памятников, посвященных Великой Отечественной войне.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ (Звучит песня «Священная война») Воспитатель: 22 июля 1941 года в четыре часа утра фашистские войска напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война. Внезапность и численное преимущество вражеских войск привели к тому, что советские войска вынуждены, были отступать. Враги захватывали все новые и новые мирные города, села, деревни. Но наш народ не сдавался, а продолжал сражаться. Ровно четыре года длилась эта война и 9 мая 1945 года она закончилась победой нашего народа в городе Берлине – столице фашистской Германии. Чтобы люди никогда не забывали, как тяжело нам досталась победа, в городах, селах открываются памятники, монументы, музее. Вот и мы с вами вместе попробуем открыть свой музей, чтобы пригласить сюда детей из других групп и рассказать им все то, что знаем о Великой Отечественной войне сами. Чтобы можно было сразу догадаться, чему посвящены наши экспозиции, мы с вами выложим даты начала и конца Великой Отечественной войны. (Дети прикрепляют к щиту цифры 1941-1945).
Воспитатель: Участие в Великой Отечественной войне принимали различные войска: Морской флот: 1-ый ребенок: (в бескозырке) Корабли стоят на рейде, Ждет приказа капитан. Вот взлетает вверх ракета: «Эй, полундра, по местам!» Воздушные войска: 2-ой ребенок: (в синей пилотке) Вот взлетают самолеты, Берегут покой страны. Охраняют наше небо, Чтобы не было войны.
Танковые войска: (в шлеме танкиста) 3-ий ребенок: Мчится быстро «конь железный» Через речку и поля. Он снарядов не боится: Так крепка его броня.
И, конечно же, солдаты-пехотинцы: (зеленая пилотка) 4-ый ребенок: Шинель, пилотка и винтовка, Рюкзак тяжелый за спиной. Прошел не мало километров Солдат пехоты – рядовой. Воспитатель: Создать следующую экспозицию нам помогут «разрезные кар-тинки», которые вы соберете и поместите вот на этот стенд. (Дети составляют картинки, отражающие участие в Великой Отечественной войне различных родов войск). Воспитатель: Отважно сражались солдаты в годы Великой Отечествен-ной войны. За свои героические поступки многие из них награждены орденами и медалями. Самая высокая награда – звезда Героя Советского Союза. Это медалью были награждены и наши земляки. Один из них – Г. Гафиатуллин. 1-ый ребенок: Мы гнали фашистов с нашей земли, Но уходить не спешили они. Деревня Овсище в руках у врага Задача у наших бойцов не легка. Солдаты не могут атаку начать, По ним пулемет начинает стрелять. Солдат Газинур все гранаты берет И медленно, верно к дзоту ползет.
2-ой ребенок: Вот к дзоту летит уже связка гранат, И наш командир поднимает отряд. Мы с криком: «Ура»,- побежали вперед, Но вновь застрочил, застучал пулемет. Тогда Газинур проползает вперед И грудью своей закрывает тот дзот. И пули, как осы, впиваются в грудь. Руки не поднять и уже не вздохнуть. Солдаты в атаку опять поднялись, Ты ж отдал за это мгновение жизнь. Вот враг уничтожен, победа близка, И подвиг запомнится твой на века. Воспитатель: Помнят имена своих героев и в нашем городе: в честь них названы улицы и есть Аллея Героев. Ребята, давайте, и мы вспомним их имена. (Дети называют их фамилии, а воспитатель выставляет фотографии на стенд). Воспитатель: Я хочу, чтобы мы вспомнили еще об одном герое, который, сражался с врагами с помощью стихов. Это татарский поэт М. Джалиль. Одно из его стихотворений - «Красная ромашка» мы сейчас послушаем. (Воспитатель включает магнитофонную запись со стихотворение М.Джалиля «Красная ромашка». Пока дети его слушают, он помещает на предыдущий стенд и табличку с фотографией и именем татарского поэта). Воспитатель: Но не только солдаты героически сражались с врагами, но и мирные жители внесли неоценимый вклад в победу. Они делали снаряды, боевую технику, вели партизанскую войну, взрывали фашистские склады с боеприпасами, железные дороги; освобождали военнопленных. Бугульминцы и жители района в годы Великой Отечественной войны вне-сли свой вклад в победу. Так были собраны деньги (более 1 миллиона рублей) на постройку танков для бригад «Комсомолец Татарии» и «Колхозник Татарии». А в июне 1944 года бугульминец Билял Садреев вручил военным летчикам самолет «Бугульминский колхозник», который был также построен на деньги жителей города и района. В память об этих событиях в нашем городе у Вечного огня установлен самолет «Бугульминский колхозник». (На стенд помещаются фотографии памятника) Воспитатель: Собрав все силы, наши войска сумели переломить ход войны и стали гнать врага с родной земли, освобождать один город за другим. Многие освобожденные города становились городами-героями, в честь них гремели салюты в столице нашей Родины - городе Москве. Ребенок: Мы любим праздничный салют – Цветущий в небе сад. Часы кремлевские пробьют, И пушки загремят. Цветами яркие огни Летят над головой, И отражаются они В блестящей мостовой. И снова яблоньки цветут В небесной вышине… Цвети, салют, греми, салют, По всей родной стране! Воспитатель: Вот и мы сейчас отсалютуем всем героям Великой Отечественной войны. По моему сигналу мы проколем шарик, и на звездочке, которая есть внутри каждого шарика, прочитаем название города-героя. (Дети прокалывают шарики, а воспитатель читает название на звездочке и прикрепляет ее к стенду). Воспитатель: Создавая музеи, люди тем самым сохраняют память о великих событиях. Этому служат и памятники, посвященные событиям Великой Отече-ственной войны. - Какие памятники есть в нашем городе? - Посмотрите на фотографии. Вот так выглядят памятники и обелиски павшим героям в разных городах: Москве, Волгограде, Бресте. Воспитатель: Вот и готов наш музей «Боевой славы». Давайте еще раз, молча, пройдем и посмотрим на все его экспозиции. А потом мы сюда пригласим детей средней группы, расскажем все то, что знаем о Великой Отечественной войне и прочтем им стихотворения на эту тему.
Литература: 1. На высоком месте. Руководитель проекта Н.Г.Магдеев. Казань, «Идел-Пресс», 2002 2. Родная речь. Составители М.С.Васильева, Л.А.Горбушина. М., «Просвеще-ние»,1997 3. М.Джалиль. Красная ромашка. Казань, «Татарское книжное издательство»,1981
|