Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Расскажите детям о войне.
День Победы - 9 Мая
Автор: Кузина Инна Алексеевна   
26.04.2020 21:29

Расскажите детям о войне.Расскажите детям о войне.

Любовь человека к своему народу, знание его истории уважение к государству и стремление принести пользу окружающим является чрезвычайно важным в настоящее время для России, поскольку именно люди, живущие в стране есть ее будущее. Развитие патриотизма и гражданственности российского народа выступает одной из актуальных проблем современной России. Значительную роль в нравственном воспитании граждан РФ играет патриотическое воспитание. Личность дошкольника есть ничто иное, как одно из основных звеньев в цепочке преемственности поколений. Ценностные ориентиры, которые закладываются в человека с самого его детства, и главные направления его воспитания задают вектор развития общества и государство на ближайшие десятилетия. В связи с этим целесообразным выступает начало нравственно-патриотического воспитания гражданина уже на дошкольном этапе его детства. ФГОС ДОО одной из составляющих познавательного развития ребенка видит формирование у него представлений о малой Родине и Отечестве, о социальных и культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках (в том числе и о Дне Победы) [5].

 

В силу психолого-возрастных особенностей дошкольников познание ими мира начинается с восхищения. Все, что способно впечатлить ребенка создает в его памяти надежную базу, что в свою очередь влияет на его чувства и мысли [2]. Значительную роль в патриотическом воспитании детей играет литература, поскольку детская книга вызывает положительные эмоции у ребенка.

Современные педагоги практики и теоретики рассматривают художественную литературу, как средству воспитания у детей любви к Отечеству: Сотникова С.В., А.С. Белкина, И.В. Зарецкая, И.Н Домарева, А.В. Петровская, Т.И. Кочкина, Т.А. Сидельникова и др.. И. В. Зарецкая считает, что патриотизм начитается с матери ребенка, которая знакомит его первоначально с народным фольклором, а в дальнейшем по мере взросления ребенка спектр литературных произведений расширяется и усложняется[3]. Согласно точке зрения Т.И. Кочкиной и ее коллег, литературные герои, выступающие для детей своего рода идеалом, учат их защищать свой дом, свою Родину и гордиться историей страны [1]. Педагогами рассматривают как народную, так и авторскую литературу в воспитании патриотизма, уделяя особое значение стихам и рассказам о Великой Отечественной войне (ВОВ). Чтение рассказов и стихов по данной теме расширяет у детей представление о мире и войне, формирует уважительное отношение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, обогащает их знания о празднике «День Победы» и пр.

Важно понимание родителей и педагогов о том, что далеко не все произведения посвященные Великой Отечественной войне и ее героям можно использовать с целью воспитания маленьких патриотов. Нами были рассмотрены особенности детей дошкольного возраста и выявлены следующие критерии к литературе военной тематики для дошкольников:

  • стихи/рассказы о войне должны быть интересны и понятны детям. Большой интерес у дошкольников вызывают рассказы, которые повествуют о жизни детей либо подвигах маленьких героев в военное время, а также произведения, которые написаны от лица ребенка.
  • произведения о войне для дошкольников должны давать четкое представление о плохом и хорошем, о причинах поступков героев произведений.
  • детская литература о войне должна быть направлена на сохранение психического здоровья ребенка. Данный критерий обуславливает отсутствие детальных описаний ужасов войны таких, как пыток и иных нечеловеческих отношений.
  • объем и содержание, а также используемая лексика произведений должна быть ориентирована на возраст дошкольников т.е. рассказ о Великой Отечественной войне, который читается детям в подготовительной группе, не может быть понятным и полезным в плане патриотического воспитания для младших дошкольников. В младшей группе, рассказывая детям о войне, можно познакомить их со «Сказкой о громком барабане». Для детей среднего дошкольного возраста может стать интересным чтение стихов Т. Трутнева «Победой кончилась война». Произведения Г.Гайдара, к примеру, рассказ «Война и дети» может быть уместным для старших дошкольников, а подготовительной группе можно читать произведение С.П. Алексеева «Брестская крепость».

Стоит также отметить, что чтение произведений военной тематики для дошкольников с целью развитие патриотических чувств необходимо проводить в комплексе с различными беседами о войне, сопровождать изобразительной (рисуем открытку к 9 мая либо любимого военного героя), театральной, проектной деятельностью и пр[4]. Кроме того повысить интерес детей к литературе и положительно повлиять на развитие чувства любви к Родине возможно при сотрудничестве детского сада и родителей. Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но художественная литература занимает одно из главных мест в формировании личности юного гражданина нашей Родины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Зарецкая, И.В. Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников /Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях: Материалы Международной электронной научно-практической конференции. дод редакцией А.И. Чернышева, Т.Б. Волобуевой, Ю.А. Романенко [и др. ]. — М., 2017. — С. 117-120
  2. Кубышкина, Н. Д. Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы / Н. Д. Кубышкина, Н. Л. Будякова, Л. И. Скарга. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 332-334.
  3. Патриотического воспитания дошкольников средствами художественной литературы/ Т.И. Кочкина, И.Н Домарева, А.В. Петровская, Т.А. Сидельникова // Наука и образование: вектор развития. Современные тенденции развития школ-интернатов и коррекционных образовательных учреждений России. Материалы Международной научно-практической конференции и Всероссийских педагогических чтений. Главный редактор М.П. Нечаев. — Чебоксары, 2016. — С. 126-128
  4. Сластенин В., Исаев И. Педагогика: Учебное пособие// [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www. gumer. info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/14. php.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / ФИРО ( «Федеральный институт развития образования») – Режим доступа: http://www. firo. ru/? page_id=11003
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год