ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ. Задачи изобразительной деятельности в детских садах для детей с нарушенным зрением имеют достаточно большой объем в сравнении с массовыми детскими садами для детей с нормальным зрением. Задачи изобразительной деятельности в специализированном детском саду: Всестороннее развитие личности, художественно-эстетическое развитие (задача, общая с массовым детским садом) 1. Коррекция зрительных функций; 2. Взаимосвязь с лечебно-коррекционной работой, так как навыки, полученные в изобразительной деятельности, необходимы в работе детей на аппаратах (синоптофоре и бивизотренере и др.).
Скачать конспект
Методики изобразительной деятельности отличаются некоторыми особенностями по сравнению с массовым детским садом. Для детей с нарушенным зрением характерна обеднённость рисунка из-за недостаточного зрительного восприятия. Малышу надо больше времени для рассмотрения предмета, т.к. у ребенка недостаточно развит зрительный образ (он не представляет детально тот предмет, который должен нарисовать). Поэтому интерес к изобразительной деятельности часто отсутствует: («У меня не получается», «Я не смогу это сделать»). Изобразительная деятельность используется как средство коррекции всей личности ребенка, в том числе и недостатков зрительного образа, предметной деятельности. Без специальной целенаправленной коррекционной работы практически обучить ребенка изображению предметов удается только в отдельных случаях. В этой связи особую значимость особенно в младшем дошкольном возрасте приобретает предварительная работа, т. е. обучение процессу обследования предмета. Ребенок должен четко понять строение объекта, уметь разложить его на составные части. Воспитатель учит анализировать строение объекта с точки зрения сенсорных эталонов:
прежде всего формы основных деталей и цвета каждой детали, уделив особое внимание величине предмета.
В предварительной работе с детьми используется фланелеграф: на нем выкладывается пирамида из составных частей-деталей. Ребенок видит форму каждой детали (показ), затем сверху эта пирамида закрывается формой, на которую похожа пирамида (треугольник) и делается вывод о том, что основная форма пирамиды - треугольник. Далее ребенок должен обвести пальцем каждую деталь и основную форму, прорисовать общую форму в воздухе, проследить глазом, прорисовать на столе пальцем. Зрительный анализ делается на основе других анализаторов. Начинать обследование надо с сохранных анализаторов - осязание, обоняние, тактильно-двигательные упражнения - и уже затем на эту информацию накладывается зрительное обследование, т. е. выделение основных признаков. Всегда нужно помнить, что в рисовании ведущим признаком является форма. Например, при рисовании чашки основной деталью будет квадрат, если срезать два уголка, получается форма чашки, к ней дорисовывается ручка. При рисовании птицы следует выложить детали, показать, как делается округление, шея, спинка, которая переходит в хвост. Накануне занятия с малышом можно прорисовать птицу по трафарету. На самом занятии необходимо иметь цветное изображение предмета и цветной образец, сделанный родителями. Показать действия можно на большом фланелеграфе. Педагог стоит слева, работает толстым фломастером, или родитель сидит за столом, а ребенок стоит за ним. От того, как проведен педагогом (родителем) анализ образца и показ действия, зависит успех рисования ребенком. Это очень важные моменты занятия и экономить на них время не следует. Рисование ребенка прерывать не рекомендуется, но нужно помнить, что основная нагрузка при этом падает на зрение, поэтому полезно провести с ним упражнения на расслабление («Закрой на секунду глаза, запрокинь голову, сложи ладошки на затылке, отбрось на них голову» и т. д.). Организационная сторона занятия с детьми требует от взрослого большого внимания, она более сложная, чем в массовом детском саду. Надо тщательно продумать, какую натуру дать и как ее лучше поставить. Иногда можно дать общую натуру (на фоне большого фланелеграфа), но лучше - на каждый стол. Рассаживать детей следует, сообразуясь с их зрением: за первые столы - страдающих амблиопией и расходящимся косоглазием, за последние - детей с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием. Очень полезно рисовать на мольберте, это способствует выравниванию взора. Работая с детьми с нарушенным зрением, необходимо помнить, что на начальном этапе надо поупражнять руку. Для этого детям предоставляют большую площадь стены - рисовальные доски (особенно младшим детям). Все дети по очереди рисуют речку на доске. Следует учить рисовать отдельные линии, тренировать руку, придать ей смелость. Можно закрыть глаза, покрутить карандашом на одном месте. Очень полезно использовать разные изобразительные средства: мел, мелки, карандаши, кисти разных размеров. При обучении рисованию очень важно научить детей правильно держать кисть, карандаш, причем одного показа, как правило, оказывается недостаточно. Приходится вкладывать кисть в пальцы ребенка и следить за тем, как он держит ее, в процессе рисования неоднократно поправлять. Перед началом занятия необходимо предлагать детям правильно взять карандаш, а по ходу рисования, контролировать и поправлять детей В младшей группе на рисовании допускается использование внутренних трафаретов, т. е. обведение по внутреннему контуру и обучение раскрашиванию предмета. По форме прорисовываются края, затем середина. Трафарет используется на первых этапах, потому что зрительная недостаточность не дает возможности сразу правильно передавать форму. Трафарет помогает приблизить изображение к предмету. Применять трафарет надо до тех пор, пока дети не смогут без него обходиться, но с возрастом следует подходить к этому средству обучения дифференцированно: одним детям предлагать внутренний, другим - внешний трафарет, третьим - обводку, сделанную воспитателем. Хорошо помогает в обучении рисованию использование лекал: волнистых, угольных, дорисовывание второй половины образца (елка, яблоко). В дошкольной методике вопрос цвета не ставится, но в детском саду для незрячих в старшем дошкольном возрасте очень полезно давать задания с оттенками, насыщенностью цвета. Приведу пример занятия по рисованию яблока. Вначале задается определенный тон яблоку, на который потом накладываются другие оттенки. Соблюдается этапность раскрашивания, так как яблоко многоцветное, дается понятие освещенности путем показа разных тонов: 1-й тон очень слабый; 2-й тон - нужно найди краску чуть темнее первой; 3-й тон - нужно высветить самую темную сторону яблока. С помощью насыщенности тона дается представление об объеме, большое внимание в рисовании уделяется цвету, порядку цветов и смешению, получению из основных цветов промежуточных: 1. красный + желтый = оранжевый; 2. синий + желтый = зеленый; 3. синий + красный = фиолетовый. Тифлопедагог формирует эти знания, а воспитатель внедряет в практическую деятельность, закрепляет их. Большое внимание в изобразительной деятельности уделяется понятиям соизмеримости предметов, способам изображения пространства. Дается понятие о перспективе (три способа - удаление, перекрытие, выше-ниже), что используется в сюжетном рисовании. Сюжетное рисование вводится постепенно. Например, тема «Деревья». Сначала дети рисуют листья, потом ствол дерева, потом лес. Затем переходят к многоплановому изображению по этапам. Сначала выкладывают на фланелеграфе лес (три величины деревьев), потом срисовывают, и лишь после этого - самостоятельное творчество, появление в лесу человека. Очень полезно рисование с натуры. Например, тема «Яблоки». Сначала рисуется одно яблоко, определяется его форма, величина, цвет, затем - два яблока, отличающиеся по величине, после этого -два яблока с учетом перекрытия (выкладывание на фланелеграфе). Допускается сначала срисовывание, поэтапная работа по трафарету: 1. обводим то яблоко, которое дальше; 2. накладываем яблоки, которые ближе, обводим; 3. раскрашиваем сначала то яблоко, которое ближе; 4. раскрашиваем ту часть, которую видим у второго яблока. Самое сложное рисование - изображение человека. Дается предварительный анализ позы, используются схемы, рисование портрета, модели человека, ведется предварительная беседа об эмоциях и мимике лица. Можно проводить несколько занятий, объединенных одной тематикой (на одном листе). Например, в младшей группе проводится серия занятий по теме «Зима» с использованием одного и того же листа бумаги: 1-е занятие «Идет снежок»; 2-е занятие «Сугробы»; 3-е занятие «Снеговик». В результате - получается сюжетная картина. Важно не количество детских работ, а конечный результат. В работе с детьми с нарушенным зрением не следует тратить много времени на свободное рисование, а нужно использовать его на приобретение новых навыков. Не нужно забывать о коррекционных целях при проведении занятий по рисованию. На первых этапах обучения - это коррекция моторики, умение выделять форму, цвет, величину. Примерными коррекционными задачами на занятиях по рисованию могут быть следующие: 1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать глазодвигательную функцию, сопряженную с движением руки. 3. Закреплять умение фиксировать взор, 4. Учить правильно воспринимать сенсорные эталоны и самостоятельно отображать их в практической деятельности. 5. Развивать умение правильно передавать форму предметов, цвет, величину. 6. Развивать пространственное представление детей. 7. Закреплять знание цветов радуги. 8. Закреплять умение самостоятельно получать цвет и его оттенки. 9. Формировать представление о теплых и холодных тонах. 10. Учить воспроизводить изобразительные средства перспективы. 11. Развивать умение самостоятельно выделять изобразительную перспективу. Организация рабочего места ребенка с нарушенным зрением в процессе рисования имеет ряд особенностей. Рекомендуется использовать подкладку по цвету (в зависимости от зрительного диагноза), по размеру (слабовидящим меньше) листа бумаги; размер листа, его фон зависят от остроты зрения (целый лист или его половина); для детей со значительной потерей зрения используется вертикальная подставка для индивидуального образца. Следует удобно располагать учебный материал на столе для рисования в зависимости от окклюзии ребенка. При обучении детей с нарушением зрения на занятиях по рисованию применяемый образец должен быть крупный, точный по цвету, форме, приближенный к реальности или используется реальный предмет. Необходим лист для крупного, поэтапного (1, 2 или 3 элемента), частичного (1, 2 совмещенных элемента, сложные соединения) показа и показа конкретного элемента (цвет, форма, величина). Для развития самостоятельности, творчества детей в рисовании используются дополнительные пособия: 1. эталоны цвета, формы, величины; 2. отдельные изображения к сюжетам: елка, человек, дом и т. д.; 3. отдельные изображения для понимания плановости рисунка, перспективы рисунка (дом большой и маленький, дерево большое и среднее, машина большая и средняя); 4. натура (2-3 одинаковых предмета или одна достаточно крупная чтобы видели все дети; учитывать яркость натуры, дальность расположения, ее реальность). При демонстрации образца педагог должен находиться лицом к детям. Следует заранее подготовить место для анализа работ детей. Это может быть выставка, общий пейзаж, 3—4 рисунка для сравнения, 1 - для сравнения с образцом и т. д. Педагог должен соблюдать большую тактичность при анализе работ детей, так как ребенок может обидеться, совсем отказаться от рисования, у него может появиться неуверенность в себе и т. п. В оценке детских работ можно отметить:
1. эстетику (цвет, сочетание цветов, чистоту, аккуратность); 2. точность выполнения задания (по форме, цвету, расположению, включению заданных объектов); 3. самостоятельное включение ранее изученных элементов (по теме); 4. самостоятельное включение в рисунок новых элементов, удачность их использования; 5. самостоятельность в выборе темы. Литература Плаксина Л.И.Программа специальных коррекционных учреждений Гаврина С.Е. Кутявина Н.А. Методические рекомендации. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Ермаков В.П.Основы тифлопедагогики.
|