Консультация для педагогов «Полноценное физическое развитие — здоровье ребенка» |
Здоровье | |||
Автор: Фалько Любовь Гавриловна | |||
18.08.2021 17:30 | |||
Консультация для педагогов «Полноценное физическое развитие — здоровье ребенка» Подготовила: Фалько Любовь Гавриловна Воспитатель Пгт. Рощинский 2021 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА пос. ПРОСВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МИШУТКА» Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Согласно исследованиям специалистов 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность — это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий; происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерная большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно- сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности. Именно в раннем возрасте у ребенка формируется нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, одним из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей, прежде всего произвольности движений, речи, контактов с окружающими людьми, вещами. Действуя с вещами, ребенок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением. Современные условия жизни (транспорт, комфорт в квартирах и т.д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей, а такие явления, как гиподинамия, двигательное «голодание», наблюдаются как в семье, так и в дошкольной организации. С целью укрепления здоровья детей и развития у них интереса к физической культуре важно использовать в работе вариативные формы повышения двигательной активности в сочетании с закаливающими мероприятиями. Для этого в детском саду создаются физкультурно- игровые среды в группах, физкультурный зал и спортивные площадки, ежегодно пополнять их новыми яркими физкультурными пособиями (как традиционными, так и нетрадиционными) и оборудованием. Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей приводит к широкому использованию в работе подвижных игр и упражнений. Современные дети закомплексованы и эмоционально и физически. А ведь игра – основной вид деятельности ребенка. Только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении ими физических навыков и умений, обеспечить естественную потребность в движении. Через игры легче всего приобщить ребенка к занятиям физической культурой. Игры наиболее доступны, понятны детям дошкольного возраста. Ребенку близки игровые образы и сюжеты игр. Загадки и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем детстве, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости; от погремушки и куклы до азартных игр. Именно игра является лучшим средством воспитания личности ребенка. Игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованы. Главная цель подвижных игр – активизировать все системы организма: зрение, слух, кровообращение, дыхание: игра приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется на занятиях с помощью физических упражнений и подвижных игр. Эти игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе и равномерном развитии различных групп мышц. Но значение подвижных игр не только в этом -- они играют большую роль во всестороннем развитие детей. Подвижные игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, воспитанию положительных чувств. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Для того чтобы игра ладилась и была интересной для всех, ребятам приходится действовать согласованно, подчиняться установленным правилам, уступать один другому. Это способствует формированию навыков поведения в коллективе, развивает активность, укрепляет волю. Для ребенка самая большая радость в игре — это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми, уважение и признание в группе сверстников — все это является постоянно действующим стимулом и огромной ценностью подвижной игры как средства повышения двигательной активности. Сам процесс игры всегда связан с новыми ощущениями и эмоциями. Игры привлекают детей своим познавательным содержанием, эмоциональной окрашенностью, теплотой отношений, неповторимыми переживаниями. Прежде чем приступить к специальным упражнениям, вначале важно дать детям общее представление об основных видах движений, создать условия для их многократного повторения в разных вариантах, нацеливая детей на результат. Именно подвижные игры помогают добиться желаемого эффекта. Однако необходимо помнить, что выбор подвижных игр должен проходить, прежде всего, с учетом индивидуальных способностей и возможностей детей. Подвижные игры, проводимые для детей с высоким уровнем двигательной активности, могут привести к негативным последствиям в общем и физическом состоянии детей с низким уровнем двигательной активности. При разработке рационального двигательного режима нужно не только стремиться удовлетворить биологические потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов подвижных игр и упражнений, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей. Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям. К ним относятся общественные виды двигательной деятельности, включающие овладение физическими навыками и умениями, подвижные игры и игровые упражнения, направленные на повышение двигательной активности. Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движении является прогулка. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно – воспитательное значение его возрастет, если ходом прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных подвижных игр и упражнений. В зимнее время года, к сожалению, время прогулок сокращаются, что ведет к снижению двигательной активности. Планирование подвижных игр и упражнений на прогулке зависит от других видов деятельности. В дни проведения физкультурных занятий воспитателям можно поиграть с детьми в хорошо знакомую детям подвижную игру, в другие дни на прогулке проводить подвижные игры и игровые упражнения на разучивание и закрепление. На прогулке важно, чтобы все дети участвовали в организованной двигательной деятельности, поэтому воспитателям следует проводить ее двумя подгруппами, составленными с учетом разного уровня двигательной активности детей. Каждая подгруппа выполняет свое двигательное задание в игровой форме. Подвижная игра, общая для всех, предлагается с учетом функциональных возможностей детей. Малоподвижные дети быстро устают, поэтому подвижная игра повторяется не более 2-3 раз. Игры и игровые упражнения для детей первой подгруппы носят более сложный характер. Они могут повторяться 3-5 раз в зависимости от желания детей, к которым предъявляются более строгие требования: добиваться четкого выполнения условий и правил игры. Постепенно все дети вовлекаются в общие игры. Содержание подвижных игр усложняется и обновляется по мере усвоение движений детьми. Замечено, что если в течении недели проводить игру, не внося никаких изменений, то двигательная активность детей резко снижается и интерес падает. Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных особенностей детей. Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. Воспитателям я рекомендую влиять на выбор детьми упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример педагога.. Немаловажное значение отводится физкультурно – массовым мероприятиям, где представлен активный отдых детей. Это неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно –спортивные праздники на воздухе, игры – соревнования, спартакиада. В двигательный режим входят также вне групповые дополнительные виды занятий. (кружки по разным видам физических и спортивных упражнений, игр, танцев) и совместная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно – массовых мероприятиях, прогулки и походы).
|