Программа профилактики эмоционального выгорания у воспитателей «Работай в удовольствие» как основа внедрения коучинг-стратегии.
Тема эмоционального выгорания актуальна для каждого дошкольного учреждения. Воспитатели каждый рабочий день находятся во взаимодействии с детьми, несут ответственность за их жизнь и здоровье, на каждом этапе проявляют эмоциональную включенность. Еще один большой пласт работы воспитателей это взаимодействие с родителями. У каждого из них свой набор характерологических, интеллектуальных, эмоциональных и других характеристик, которые, также как и с детьми требуют индивидуального подхода. То есть работа педагога отличается напряженностью, что оказывает влияние на эмоциональное состояние, а это, в свою очередь, на физическое и психологическое здоровье.
От того как педагог справится с подобными воздействиями в повседневной работе зависит его личностное и профессиональное развитие. Коучинг — есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг — развивающее консультирование в форме активного обучения, направленное на личностную поддержку профессиональной деятельности. Когда педагог не получает советы и рекомендации, а сам, отвечая на вопросы, находит резервы и пути для решения своих проблем.
Профилактика эмоционального выгорания помогает создать условия для формирования мотивации у педагогов к самостоятельной постановке цели, привлечения коллег к поиску способов и решению педагогических проблем, саморазвитию, самообразованию.
Цель программы: осознание участниками своих личных особенностей и оптимизация отношения к себе и своей личности, формирование мотивации к саморазвитию.
Задачи:
- Создать благоприятные условия для взаимодействия педагогов
- Способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.
- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность
- Гармонизировать внутренний мир педагога, научить способам снятия напряжения, научить прислушиваться к себе и осознавать собственные психологические и физиологические потребности.
Впервые термин burnout – «сгорание», «выгорание», «затухание горения» – предложил американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер (Freu–denberger H. J., 1974) для описания состояния изнеможения, истощения, сопряженного с ощущением собственной бесполезности, испытываемого психически здоровыми специалистами, работающими с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Стадии профессионального выгорания.
Многие авторы, занимающиеся проблемой изучения и профилактики данного феномена, обычно выделяют три основные стадии синдрома «профессионального выгорания».
- Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимания, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может протекать в течение трех-пяти лет.
- На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (коллег, клиентов, начальство), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность. Продолжительность протекания данной стадии — в среднем от пяти до пятнадцати лет.
- Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может длиться от десяти до двадцати лет.
К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания педагогов, относят:
- работу в «некоммерческом секторе»;
- высокую ответственность за своих подопечных;
- высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;
- самоотверженную помощь;
- дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;
- наличие внутриличностных ролевых конфликтов;
- работу с «трудными» детьми.
Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.
Выделяются два направления профилактической и коррекционной работы с педагогами.
1. Профилактическая работа:
- Обучение социальным (коммуникативным) умениям;
- Обучение навыкам самоуправления и самообладания;
- Освоение конструктивных копинг–технологий (технологии снятия стресса.
2. Реабилитационная работа с педагогами, имеющими признаки выгорания:
- Восстановление психоэнергетического потенциала;
- Актуализация личностных ресурсов;
- Обретение смысла профессиональной деятельности;
- Укрепление веры в собственные силы.
План работы по профилактике эмоционального выгорания на учебный год.
№
|
Направление и содержание работы
|
Срок
|
Контингент
|
Ответственный
|
1
|
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
|
Сентябрь
|
Воспитатели
|
Старший воспитатель
Педагоги -психологи
|
2
|
Интерпретация результатов диагностики, формирование целевой аудитории в соответствии с стадиями эмоционального выгорания.
|
Сентябрь - октябрь
|
Воспитатели
|
Педагоги -психологи
|
3
|
Диагностика личностных качеств
|
Октябрь
|
Воспитатели
|
Педагоги -психологи
|
4
|
Семинар: "Характерологические особенности человека"
|
Октябрь
|
Воспитатели
|
Педагоги -психологи
|
5
|
Комплекс упражнений для развития рефлексивных способностей педагогов
|
Ноябрь
|
Воспитатели
|
Педагоги -психологи
|
6
|
Психологический практикум для педагогов Игра: "Укрепление психологического здоровья"
|
Декабрь
|
Воспитатели
|
Педагоги -психологи
|
7
|
Комплекс упражнений для развития рефлексивных способностей педагогов
|
Февраль
|
Воспитатели
|
Педагоги -психологи
|
8
|
Индивидуальные консультации (по запросу)
|
В течение года
|
Воспитатели
|
Педагоги -психологи
|
9
|
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. Интерпретация результатов диагностики.
|
Апрель - май
|
Воспитатели
|
Старший воспитатель
Педагоги -психологи
|
Предполагаемым результатом успешной работы будет:
- Благоприятный психологический климат в коллективе,
- Осознание педагогами своей личности, её социальных ролей, личности педагога.
- Гармонизация внутреннего мира педагога;
Осознание, восприятие относящихся к делу фактов и информации, понимание, когда и как эмоции и желания искажают наше восприятие действительности.
|