Играйте с детьми в Воображалию! |
Психология | |||
Автор: Мравчинская Анастасия Станиславовна | |||
25.08.2021 07:03 | |||
Играйте с детьми в Воображалию! Автор: Воспитатель Мравчинская Анастасия Станиславовна Воображение — это важнейшая сторона человеческой жизни. Если бы человек не обладал фантазией, то мы бы лишились практически всех научных открытий, произведений искусства, изобретений. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Именно благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Если снижается способность фантазировать, то в этом случае можно говорить, что личность обедняется, гаснет интерес к искусству и науке. Воображение — одна из форм психического отражения мира.
Творческое воображение – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом, которые воплощаются ( «кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. В свете требований ФГОС ключевой установкой является поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Ребенок — выпускник детского сада должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, любознательность, развитое воображение. У всех детей, разный уровень развития мышления, произвольного внимания, речи, памяти, воображения, важным обстоятельством является разный темп работы. Детям требуется разное время и для овладения определенными умениями и навыками. Преодолеть все эти трудности поможет использование педагогом личностно-ориентированной технологии. В становлении личности ребенка роль воображения очень велика. И именно поэтому очень важно развивать и тренировать воображение ребенка. Личностно ориентированное обучение — способ организации обучения, в котором идет учет возможностей и способностей обучающихся и создаются условия для развития индивидуальных особенностей. Особое значение личностно-ориентированное обучение приобретает в системе обучения детей художественному творчеству, включающему в себя ручной труд. В процессе ручного труда дети изготавливают элементы костюма, маски, атрибуты, совместно с воспитателем. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план их реализации. Так, при работе над творческими заданиями у детей развиваются: воображение; фантазия; логическое и абстрактное мышление; изобразительные навыки; навыки художественного творчества (сложная композиционная работа, объемные композиции, коллективные панно); свободное владение кистью (раскрепощение ребенка), художественными материалами (акварель, гуашь, тушь, восковые мелки, пастель, пластилин и т.д.). Изучение художественных произведений способствует развитию внимания, памяти, пространственного мышления. Использование личностно-ориентированной модели общения воспитателя с детьми подразумевает организацию воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса. Одна из основных целей использования в работе личностно-ориентированной технологии — это формирование художественной культуры ребенка, где искусство должно постигаться неспешно: оно не только изучается, но и проживается. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития. При ознакомлении дошкольников с таким народным промыслом, как вышивание, я использую следующие методы и приемы:
Этап самостоятельного обследования ребенком предметов народного творчества является важным в приобщении к народному декоративному искусству. Умение видеть в вышитых предметах вариативность элементов, колорита и композиции, замечать традиции промысла разных народов, поможет детям самостоятельно выбирать сочетания элементов и композицию для собственных воплощений. Вхождение педагога и воспитанника в личностно ориентированную ситуацию предполагает своеобразное изменение всех параметров обучения. Дети открывают для себя огромный мир, и при достаточном богатстве эмоциональных впечатлений стремятся выразить их в собственных творениях через рукоделие. Посредством художественного труда происходит взаимодействие между детьми и педагогом, устанавливаются рациональные соотношения репродуктивной и творческой деятельности. Каждый ребенок раскрывает себя, постигает собственные возможности, окружающий мир и себя в этом мире. Зарождение чувства собственного «я» в социуме формирует эмоциональное отношение к событиям, поступкам, к окружающим людям, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих. Главным показателем усвоения детьми содержания материала по ознакомлению с народными промыслами является значительное повышение интереса детей к изучению народного декоративно-прикладного искусства, конкретно – к вышиванию, способность самостоятельно использовать навыки и умения в самостоятельной творческой деятельности. Развитое воображение стимулирует к воплощению замыслов, а приобретенные навыки ручного труда в дошкольном возрасте помогут воспитанникам и в дальнейшей жизни.
|