Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие диалогической речи как основы успешной социализации детей
Развитие речи у детей
Автор: Каргина Надежда Сергеевна   
11.10.2021 16:16

Развитие диалогической речи как основы успешной социализации детейРазвитие диалогической речи как основы успешной социализации детей

Каргина Надежда Сергеевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад №3» пгт. Троицко-Печорск

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) указывает на то, что дети дошкольного возраста должны владеть грамотной устной речью. Умение общаться со взрослыми и сверстниками является важнейшим условием позитивной адаптации и социализации детей. Согласно одному из основных принципов дошкольного образования ребенок является субъектом образования, т.е. ребенок – активный участник жизнедеятельности группы и детского сада в целом. Успешность совместной деятельности ребенка и взрослого во многом зависит от правильного организованного и построенного диалога. В ФГОС ДО прописаны образовательные области, в которых отражается необходимость владения диалогической речью (развитие речи, социально-коммуникативное развитие).

 

Благодаря диалогической речи ребёнок становится субъектом общения и деятельности; выражает собственное мнение (что является одним из проявлений его индивидуальности); усваивает нравственные нормы и нормы речевого этикета; происходит развитие коммуникативных навыков; познавательное развитие. Диалог, являясь простой формой речи, не так уж и прост. Зачастую возникает трудность в том, что ребенку сложно вести диалог. Ребенок затрудняется сформулировать и задать вопрос; в соответствии с услышанным вопросом строить ответ; дополнить и исправить собеседника; рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение. Все эти умения необходимо формировать у ребенка. Поскольку ведущим видом деятельности является игра, то формирование у детей умения ведения диалога необходимо в игровой форме. В первую очередь необходимо формировать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их.

Особое внимание следует уделять формированию умения слушать и слышать собеседника, используя для этого различные игры. Например, игра «Волшебный мешочек». Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют. Потом вытаскивают предмет, чтобы проверит себя. При этом один ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана. В игре «Кто больше» необходимо назвать как можно больше слов на заданную тему. Дети работают парами, вместе подбирают слова, выбирают, кто из двоих будет отвечать. Слова не должны повторяться.

Арушанова А.Г. предлагает решать задачу по формированию диалогического общения в форме сценариев активирующего общения. Сценарий активизирующего общения может включать разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, обследование предметов рассматривание игрушек, картин, предметов) — такие виды деятельности, в которых речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. В сценариях активизирующего общения решаются задачи коммуникативного развития детей, но при этом целью педагога является пробуждение собственной речевой активности ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми — детской языковой и коммуникативной самодеятельности. Взрослый организует деятельность детей, и в процессе ее дети развиваются, при этом деятельность выступает в разнообразных формах — это может быть досуг, развлечение и т. п. Основное различие между традиционным занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что в последнем случае взрослый выступает как партнер по общению. Это старший партнер, он более взрослый, более сильный, более умный. Но вместе с тем, это человек, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от напряженных ситуаций (не отвечать на непонятные и неинтересные вопросы, не повторять за воспитателем то, что все уже слышали и т. п.). Педагога интересует прежде всего собственная инициативная речь маленького человека, диалоги между детьми, лингвистические эксперименты (словотворчество, рифмовки). Именно эта «несанкционированная» речевая активность выступает как основа развития ребёнка. В помощь воспитателям и родителям можно предложить следующие игры на развитие диалогического общения.

Для формирования речевого этикета рекомендуются различные игры. Например, дидактическая игра «Вежливая отгадка». Цель: формировать у детей умение хвалить друг друга, сказать добрые слова, выразить одобрение, отвечать на побуждение. Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он садится в середине круга на стульчик и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая в такт движения: «Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся угадать, Кто тебя сейчас похвалит, Комплимент тебе подарит»? С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто сказал комплимент.

Полезной игрой в обучении детей диалогу является игра «Вопрос-ответ». Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. Для организации игры необходимы две разные игрушки, незнакомые детям и фишки. Детей нужно разделить на две команды. Каждая команда получает игрушку и одинаковое число фишек (10—15). Воспитатель инструктирует детей: «Сегодня мы устроим соревнование. Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить все ее детали. Потом команды обмениваются игрушками: одна будет спрашивать об игрушке все, что захочет, другая — отвечать. Если команда не сможет ответить на какой-то вопрос, я забираю фишку. Выиграет та команда, у которой останется больше фишек».

Время для рассматривания — 3—4 минуты. Когда вопросы иссякнут, команды меняются ролями. По ходу игры следует поощрять детей за интересные вопросы ( «Молодец, ты задал очень интересный вопрос; значит, ты стараешься думать, размышлять»). Ни в коем случае не отрицать, не говорить, какой неинтересный вопрос задан. В конце игры подсчитывается оставшееся число фишек.

Таким образом, решая задачи по развитию диалогической речи у детей, можно достичь такого важного целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования как «достаточно хорошо владение устной речью, выражение своих мыслей и желаний». Применение игр для развития диалогической речи позволяет с непринужденной обстановке формировать умение общаться с другими, умение использовать правила речевого этикета. Становясь субъектом общения и деятельности, ребенок проявляет индивидуальность, легче адаптируется к новым условиям, успешнее социализируется.

Список литературы:

  1. Арушанова А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Игровые диалоги. М.: Карапуз, 2005, 20 с.
  2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — с. 272.
  3. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с.
  4. Дик Т. В., Филипенко Г. П. Формирование речевого этикета, как средство развития диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. – № 17
  5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с
  6. Интернет источник: http: //sch960sv-new. mskobr. ru/ elektronnye_ servisy/blog/hajretdinova_nelya_rashidovna/kommunikativnye_igry_dlya_doshkol_nikov/
  7. Закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  9. Интернет источник: https: //shmidt-ds27. edumsko. ru/articles/post/1295782
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год