Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Нетрадиционное использование соли, как компонент реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Здоровье
Автор: Корнильева Оксана Викторовна, Голдаева Надежда Сергеевна   
11.10.2021 14:56

«Нетрадиционное использование соли, как компонент реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ»«Нетрадиционное использование соли, как компонент реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Решение этой задачи регламентируется и обеспечивается следующими нормативно-правовыми документами

(Закон РФ «Об образовании» (ст. 51). «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»; «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ»).

Актуальность темы определяется тем, что в новых федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. По ФГОС ДО одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОО. Вопросы здоровьесберегающих технологий в ДОУ раскрываются в научных работах следующих авторов:

 

Е.С. Полат, И.З. Берсеневой, Е. М. Белостоцкой, Е.Н. Вавиловой, В.А. Волковой, Л.В. Гаврючиной, В.А. Гордеевой, Т.В. Кротовой, М.Н. Кузнецовой, Л.И. Лукиной, М.А. Руновой.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.

Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность: формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. самостоятельно заботиться о своем здоровье; организация образовательного процесса в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач: сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения развития воспитанников, создание обстановки для комплексногопсихофизиологического развития ребенка, обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.

Выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения ЗОЖ, коррекционные технологии. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

Вышесказанное явилось основанием для обобщения опыта работы, по теме «Лечение с увлечением»

Проект направлен на работу с детьми дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), педагогов и медицинской сестры. Проект способствует развитию познавательной активности, любознательности, творчества, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащает чувственный опыт детей, развивает мелкую моторику рук. Цель проекта: создание благоприятной эмоциональной атмосферы через познавательно-творческую, исследовательскую деятельность. Задачи: вызвать интерес у воспитанников с желанием посещать соляную комнату; расширять представления о свойствах соли, ее полезных и вредных качествах; приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию; способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями детей; поощрять стремление детей договариваться о совместных действиях, слушать друг друга; способствовать формированию у детей творческих способностей; повышать уровень здоровья детей путем использования игровых методов в соляной комнате.

Сегодня многих не удивить наличием соляной комнаты, но для меня этот проект стал актуальным, так как в нашем городе это единственный детский сад, где есть возможность у детей оздоравливаться в соляной комнате.

Перед мной встал вопрос, как заинтересовать детей соляной комнатой, чтобы у ребят не пропадало желание покидать ее раньше времени. И тогда я решила создать проект «Лечение с увлечением», рассчитанный на десятидневный курс галотерапии. На подготовительном этапе:

  • Провели беседу-опрос «Что мы знаем о соли?», «Что хотим узнать?».
  • Определили проблемы, цели и задачи проекта для создания условий его реализации.
  • Подобрали познавательную и методическую литературу, просмотрели интернет ресурсы.
  • Вовлекли родителей в создание развивающей среды, оснащение материалом для познавательно-творческой, исследовательской деятельности. Совместно с детьми обдумали и разработали план мероприятий. На детском совете дети обсуждали, что нужно сделать, чтобы узнать о соли, его полезных свойствах, вредна она или полезна, откуда соль появилась. И одним из предложений было посетить соляную комнату. Основной этап определил три направления работы соляной комнаты:
  1. Пещера-кинотеатр.
  2. Лаборатория-пещера.
  3. Творческая гостиная.

Первые дни курса дети находились в пещере, как в кинотеатре. Их вниманию было предложено:

  • познавательная презентация «Соль – друг, соль – враг»
  • мультфильм «Как казаки соль добывали»
  • уроки профессора Почемушкина: научные факты о соли.

Еще одним положительным фактором процедур в соляной комнате явилось не только просмотр познавательных фильмов, а также посещение пещеры-лаборатории, где детям была представлена возможность стать экспериментаторами. С чего начать исследования? С изучения свойств и качеств соли: на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая, растворяется в воде. Маленьких исследователей заинтересовала одна игра «Что спрятала соль?». Опуская руку в чашу с солью, нужно на ощупь определить предмет или игрушку. В этот день дети покидали пещеру-лабораторию с другом – игрушкой. На этом наши экспериментаторы не остановились и решили вырастить свой собственный кристалл. Это вызвало море положительных эмоций, а также ребята убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.

Сколько было восторга, эмоций, когда пещера стала творческой гостиной. Посещение этой гостиной помогло детям раскрыть индивидуальные способности, развить воображение, восприятие цвета, художественный вкус, умение фантазировать.

Творческая гостиная – это действительно находка для детей, где им нравится делать что-то необычное:

  • раскрашивают соль в разные цвета
  • создают соляные фигурки (с помощью пластилина)
  • рисуют на песочном столе
  • оформляют цветные картинки
  • заполняют вазоны цветной солью и получается радуга.

Манипулируя сыпучими материалами, дети испытывают чувство радости, вдохновения от получившегося результата, детские работы получаются разнообразными и непредсказуемыми.

Последним этапом проекта является:

  • фотовыставка «Лечение с увлечением!», где был представлен фотоматериал детских творческих работ из соли
  • видео презентация «Лучшие моменты солевого курса. Главные герои – дети!» (родительское собрание в онлайн режиме)

Поскольку современная жизнь все больше удаляет человека от природных факторов и велико повсеместное воздействие современных технических средств, то необходимым является использование природных материалов в работе с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения. Тем самым не только вносится элемент разнообразия в детскую деятельность, но и внедряется здоровьесозидающий компонент. Одним из таких материалов с широкими возможностями использования, является соль.

О пользе соли знают все. Она содержит около 100 минералов, это почти вся таблица Менделеева (калий, бром, йод, железо, селен и т.д.). Научно доказано, что кристаллы соли своим воздействием способны ликвидировать болезнетворные микробы, а также делать организм ребенка менее восприимчивым к различным заболеваниям. При использовании соли в помещении происходит благоприятное изменение ионного состава воздуха, нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух испарениями, имеющими оздоровительный эффект. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лорорганов, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний. Соль также оказывает благотворное влияние при непосредственном контакте с кожей рук: кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика. Учитывая все вышеизложенные факты, был разработан комплекс мероприятий и игр с солью как нетрадиционный компонент реализации технологий здоровьесбережения в работе с детьми.

Данный комплекс включает в себя следующие компоненты: • пальчиковая гимнастика и игры с солью, направленные на развитие мелкой моторики; творческая деятельность детей с использованием соли (рисование солью, поделки из соли). процедуры закаливания с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования с солевыми наполнителями (спортивные игры, эстафеты с мешочками, наполненными кристаллами соли), экспериментально-исследовательская деятельность с воспитанниками (опыты с кристаллами соли)

Помимо общего оздоровительного воздействия, основной целью применяемых нами пальчиковой гимнастики и игр с солью является развитие мелкой моторики. Комплекс таких игр и упражнений направлен на укрепление мышечного тонуса руки, подготовку руки дошкольников к письму, профилактику заболеваний органов дыхания.

Очень увлекательными и интересными для детей являются различные виды творческой деятельности с использованием соли: — раскрашивание соли в разные цвета; создание соляных фигурок, рисование на песочном столе; оформление цветных картинок, заполнение вазонов цветной солью. Такая работа весьма кропотлива и способствует художественно-эстетическому развитию, формированию воображения, креативности.

Процедуры закаливания с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования с солевыми наполнителями предусматривает спортивные игры, упражнения, эстафеты с мешочками, наполненными кристаллами соли.

В ходе экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста мы проводим ряд опытов с использованием соли.

Данные виды исследовательской деятельности систематизируют представления детей о соли, ее свойствах и пользе, развивают аналитико-синтетические способности, умение действовать по алгоритму, делать выводы и умозаключения, и конечно же вносят оздоровительный элемент в образовательный процесс.

На протяжении всех этапов реализации программы на уровне педагогов и старшей медсестры проводился мониторинг здоровья воспитанников. В ходе реализации проекта постоянно изучался журнал посещаемости воспитанниками детского сада. Анализ показал, что на первом этапе реализации проекта наблюдалось большое количество пропусков по причине простудных заболеваний и болезней органов дыхания. К концу данные показатели изменились в позитивную сторону.

Сравнительный анализ показал, что нетрадиционное использование соли, помогло изменить динамику в лучшую сторону.

В ходе реализации проекта большая работа велась по оказанию консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам сохранения психофизического здоровья воспитанников через нетрадиционное использование соли, как компонент реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Таким образом, использование необычного сочетания упражнений, игр и опытов с солью — несложный и доступный вид деятельности для ребенка, и одновременно очень интересный и увлекательный, несущий оздоровительный эффект как за счет целебных свойств самой соли, так и возможностей ее применения в рамках здоровьесберегающих технологий.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год